Внимание, это выкопировка из недописанной книги. О 4м измерении
рассказывается после строк, выделенных жёлтым цветом. Глава в которой начались каникулы, Саша нестандартно решил задачу, узнал
о волшебных знаниях и о 4м измерении. Уроки окончились, последним уроком было пение. Последний
урок пения в этом году. Учительница объявила оценки за четверть и за
год. Саша получил две пятерки, почти у всех были две пятерки.
Только Мороз как всегда получил две тройки. Мороз был проклятием
Сашиной жизни, он плохо учился и часто вел себя по хамски. К сожалению, он был сильнее всех
в классе и поэтому часто задирался. На последнем уроке
ребята совсем не пели, а много и весело болтали с учительницей
о современных и просто любимых песнях и певцах. Под конец урока Наташа спросила:
-Эльмира Робертовна, а почему мне песни нравятся?
-Песня это аккорд музыки, стихов, голоса и души.
-А почему музыка мне нравится?
-Музыка заставляет звучать лучшие струны твоей души, твои чувства. У
тебя в душе есть маленький камертон Наташа. Ты знаешь что такое камертон?
-Да, а почему мне нравятся стихи и почему голос?
-Стихи это тоже музыка, музыка слов, музыка ритма, музыка мыслей и образов. А в наших сердцах есть камертоны и для мыслей
тоже. Человек подобен многострунной арфе. Он откликается на все: и на хорошее и на
плохое, и на звук и на свет, и на слово, и на поступок.
Человек – откликается даже на неслышимые звуки и даже на невидимый
свет, на несказанное слово и на несовершенный поступок. Вы замечали,
как поднимается настроение от одной только улыбки случайного прохожего,
от чирикнувшего воробышка, от цветка пробившегося сквозь асфальт? И
тут прозвенел звонок. Саша шел домой и сомневался: Что это за
невидимые и неслышимые, волшебные что-ли?
Подходя к кустам окружавшим двор Саша вдруг услышал хриплый бас:
-Щас мы его задавим! И тут-же тонкий скрипучий голос возразил
-Кишка тонка!
Саша от неожиданности чуть не споткнулся. Возбужденные голоса
перебивая друг-друга неслись из-за стены кустов.
-Руби её под корень!
-Да не сюда, что ты там забыл?!
Саша рванулся сквозь кусты во двор. Четыре пенсионера размахивая руками, склонились над столом.
-Кого они там режут и давят, – удивился Саша, -селедку что ли? – Он осторожно подошел к людям и взглянул на стол. Там
стояли шахматы.
Саша, пробежавшись глазами по лицам пенсионеров, взглянул на доску. У
черных было значительно больше фигур. Оба болельщика
наперебой подсказывали усатому как ему лучше прикончить оставшиеся
фигуры белых. Белыми играл сухонький старичок, который горестно переживал
каждую новую потерю. Чем меньше фигур оставалось у белых, тем чаще
усатый говорил: "Да я и сам знаю", – и делал не те ходы, которые ему подсказывали.
Вскоре седой получил мат и слегка отодвинулся к краю скамеечки.
-Посмотрю немного и пойду домой, – решил Саша.
Интересно смотреть и слушать, как играют старики. Они шутят и смеются,
постоянно перебивают друг-друга, подсказывают сразу обоим партнерам.
Через минуту Саша знал всех четверых по именам. Через
пять минут, когда он, не выдержав, прыснул со смеху над каким-то
анекдотом, Мефодьич, обозвав его молодым человеком, пригласил присесть.
Вскоре Саша узнал, что есть какой-то Петя, который бы "тебе показал".
Потом узнал, что его младшая обыграла как-то Кузьмича. Кузьмич сказал,
что это он специально, чтоб порадовать ребенка. Ему, конечно, никто не
поверил. Потом оказалось, что это Лариска. Было очень смешно и
интересно. Старички, казалось, устроили целый концерт друг для друга.
Взгляды, улыбочки, интонации, подталкивания и подзуживание. Оказалось,
что старички знают Сашиного папу.
-Бывает – бивают! – сказал Семеныч.
-Что, что? – спросил Саша.
-Он бывает, его бивают, но и он тоже, придет – прибьет! – сказал Кузьмич.
-А куда в вас почтенный, воткнуть вилочку? – спросил Павлуша подняв коня.
-Кто это бегает у меня в ложке со своей вилкой? – ответил Семеныч, передвигая слона, -Не зевни мат!
-Ему и больно и смешно и мат грозит ему в окно... – задумчиво продекламировал какие-то знакомые стихи Павлуша.
-Хитер, пешку спер – воскликнул Мефодьич.
-Кто смел – тот съел! – забирая крайнюю пешку сказал Павлуша. Саше уже давно хотелось есть, и тут он не выдержал:
-Досвидания, мне пора домой.
Оказалось, что он пришел домой на четыре часа позже обычного. Мама уже
волновалась. Умывшись, поев и рассказав, где он "пропадал
столько времени", Саша сел за уроки. После ужина и просмотра фильма
по телевизору Саша взял книгу. Пока папа смотрит телевизионные новости
его лучше не трогать. Книга называлась "Занимательная математика".
Саша читал хитрые задачки, и почти ничего не мог решить. С картинок на
него смотрели люди и звери, рыбы и птицы. Одна из задачек понравилась ему больше
других. Это задача о крестьянине, которому надо было перевезти через
реку волка, козу и капусту. В начале все казалось просто, но у Саши,
то волк съедал козу, то коза капусту пока старик плавал на лодке через
реку. Вот если-бы волк повез капусту .... задача сразу же решилась.
После этого Саша легко нашел, кого и как нужно перевозить, чтобы за всеми
уследить. И вдруг он подумал, что теперь крестьянин съест капусту и
козу, и волка и расхохотался. Саша стал читать другую
задачу: у человека две ноги, он бежит со скоростью двадцать километров в
час. У собаки четыре ноги, она бежит со скоростью сорок километров в
час. С какой скоростью бежит сороконожка? И вдруг.... В комнату
ворвался папа: "Ты представляешь, в 6 лет владеть четырьмя языками?" Саша
ужаснулся, он тут-же представил мальчика, у которого изо рта торчали,
извиваясь четыре длинных языка и почему-то сразу закрыл рот рукой.
Убедившись, что у него один язык, он, не отнимая руки, ответил: "Нет!" Папа,
все еще размахивая руками и повторяя "в 6 лет!, всего в 6!, а уже
английский, испанский, французский", пристально посмотрел на Сашу.
Саша расхохотался, так вот какими языками владеет мальчик. На языках
появились надписи: английский, испанский, французский и они смешно как
спагетти втянулись в мальчика и проглотив их он заговорил на четырех языках сразу.
-Ты чего? – удивился папа, ласково обнимая Сашу.
-Да я, – давясь этими спагетти от смеха начал объяснять Саша, но тут в комнату с интересом заглянула мама.
-Ага! – смешно сказала она подняла руки и согнула пальцы как будто это были когти птицы и зигзагами стала приближаться к ним.
-Бежим! – завопил Саша вырываясь из папиных рук.
-Бежим! – подхватил папа и подняв Сашу на руки бросился с ним в дальний угол комнаты на кровать. Но в это время сверху на них
напала мама.
-Что это вы тут? Без меня? А я тут! – Мамины руки уверенно лавируя между Сашиными и папиными руками настойчиво прорывались
вперед и наконец, обняв сразу всех и каждого в отдельности – замерли.
-Ага, попались! – радостно сообщила она. Папа замер, сказал: "Сдаемся", – и закрыл глаза.
Саша тоже зажмурился и прижавшись к маме нежно и чуть слышно захрюкал.
-Ну вот, – сказала мама, -померли со страху. Это у тебя что, предсмертный хрип что-ли?
-Не хрип, а хрюп, – ответил папа.
-Да. – подтвердил Саша и замер.
-Ну все, тогда мне пора спать! – сказала мама и тоже закрыла глаза.
Лежать на папиной руке было неудобно, к тому же мамины волосы щекотали
лицо, но зато было очень тепло и радостно. Вскоре Саша лег поудобнее,
затем мама встала, затем папа поднял Сашу, мама
расправила постель и папа положил его и закрыл одеялом. Когда папа с мамой ушли, выключив свет,
Саша встал и снова взял книгу. Включив свет он лёг в
кровать. Но ни читать, ни спать не хотелось. Саша прижал к себе книгу и
стал рассматривать узоры на ковре. Удивительная вещь эти узоры – сколько их ни рассматривай, они всегда, всегда разные. Здесь были и тигры
и волки, и горы, и леса, и дороги, и озера, причем если тигр вдруг становился зайцем
или самолетом, то найти его снова в переливах ковровых узоров было уже
невозможно. Вот изогнулась голубая полоска реки, а этот
черный кусок похож на лодку, вот розовое лицо человека, а это что? Наверное дерево, а
это – пенек, а на нем капуста, а из-за нее смотрят чьи-то зеленые глаза.
-Мальчик, а где моя коза? Ты её не видел?
-Нет. А кто вы?
-Я? Я – крестьянин, а вот он – волк.
-Здравствуйте, – сказал волк.
-Здравствуйте, – ответил Саша. Волк был совершенно непохож на волка.
-Ну и что? – сказал волк и пожал плечами.
-Откуда у волка плечи? – подумал Саша.
-Откуда, откуда? Не знаю, всегда были. Я думаю коза заблудилась, – закончил волк.
-Придется идти искать – сказал крестьянин. -Ты капусту ешь? – вдруг тревожно спросил он.
-Да, я люблю когда мама ее пожарит.
-Жаль, тогда пойдешь искать вместе со мной.
-А чего ее искать, она уже на том берегу, вон она стоит.
-Уже? Отлично! Так, а волков ты ешь?
-Я, нет!
-А тебя?
-Что меня?
-Волки тебя едят?
-Не знаю, раньше не ели.
-Отлично! Значит я возьму с собой капусту, а потом вернусь за волком.
-Но, тогда её нельзя будет оставить там, где коза. – зачем-то сказал Саша.
-Да, задача! – тяжело вздохнул крестьянин и сел на пенек.
-А почему всем не поехать туда сразу? – спросил Саша.
-Лодка выдержит только двоих.
-Почему? Капуста-то и двух килограммов не весит, её можно не считать.
Я думаю, мы все в лодку войдем. Кроме того, если она действительно не
выдержит, мы с волком можем плыть держась за лодку.
-А что? Логично! – сказал волк.
-Странно, – сказал крестьянин, -я об этом как-то не подумал.
-Всякую задачу можно решить разными способами, – сказал волк, оторвал
от капусты лист и стал его жевать. -Угощайся, – добавил он и протянул Саше другой лист.
-Ну скоро вы там? – вдруг крикнула коза с другого берега, -обедать пора!
-Сейчас, – отозвался крестьянин. Они сели в лодку, волк сел за весла.
Саша взглянул на волка, как он сможет грести и почему он в сапогах?
-А у реки без сапог все ноги промочишь, – вдруг словно
ответил волк, -попробуй-ка каждый день туда-сюда по сто раз помотаться.
-И не говори, – согласился крестьянин. Лодка мягко уткнулась в другой берег.
-Ой, что случилось, – жалобно заблеяла из-за кустов коза.
-Да, пустяки, – успокоил ее волк, -просто Саша – мальчик с нестандартным мышлением.
-Вундеркинд, – с удовольствием вставил свое слово старик. Коза сразу
успокоилась и выглянув из кустов спросила красивым голосом, -Математиком будешь?
-Почему, – удивился Саша, и вдруг подумал, что и коза на козу-то совсем не похожа.
-А мы тут, работаем, – опять ответил волк на невысказанный Сашин вопрос.
-Ой, а как на Гауса-то похож! – умилялась коза доставая
из кустов пироги, -И что-же он придумал? – И не слушая ответа вдруг засмеялась и спросила:
-А помнишь Волк, как нас к колышкам привязывали, чтоб ты до меня, а я до капусты дотянуться не могли?
-А как нам морды веревками заматывали – захохотал волк -как тебе капусту к рогам привязывали?
-А как из лодки мост сделали, ведь нигде не сказано что речка шире лодки.
-А как вообще без лодки в брод шли, ведь нигде не сказано что речка
глубже толщины подошвы, что не подземная, что не пересохшая, что не подо льдом!
-А как Архимед бревна к лодке привязал? и захочешь – не утонешь!
-А Эдисон-то, Эдисон – представляешь Саша? -Он вместо
весел гребные колеса на лодку поставил, с левого борта коза, а справа я.
Не хочешь тонуть – беги. Лодка как катер прошла. А потом-то, потом
он из этих колес автомобиль сделал. Я понимаешь-ли сзади бегу за
козой, она спереди от меня, а старик сидя сверху с капустой на удочке козой и значит машиной управляет!
-Какой Эдисон? – спросил Саша.
-Да знаменитый американский изобретатель Томас Альба Эдисон. Видишь-ли
Саша, через нашу речку, то есть задачу прошло очень
много людей, правда они тогда еще маленькими были. Обычно все решают
задачу одинаково, но встречаются и другие ребята. Некоторые так и не
могут ее решить, зато другие, вроде тебя, находят свои пути. Мы помним
всех, но кое-кого мы особенно тепло вспоминаем.
-Так вы что, только и делаете что эту речку пересекаете?
-Да.
-А зачем?
-Мы учим людей думать!
-А зачем?
Вдруг все остановилось крестьянин и коза замерли не дожевав с пирогами в руках.
-Саша, – сказал вдруг волк знакомым голосом, -это трудный вопрос. Ты
помнишь я говорил тебе, что, чем легче тебе понять, тем труднее мне объяснить?
-Да.
-Как тебе лучше объяснить?
-А можно сначала легко, а потом трудно? Я хочу сравнить.
-Конечно! Уметь думать – найти несметные сокровища.
-Ясно, а если труднее?
-Думать – видеть, слышать, делать в 4х мерном мысле-пространстве-времени.
-Я плохо понимаю, что значит "4х мерное мысле-пространство-время"?
-Боюсь, что ты вообще не понял, а если понял, то неправильно. Но может
быть, мы попробуем что-нибудь среднее? Только я сразу
должен предупредить тебя, что узнать что-либо трудное можно только
постепенно. Я должен буду рассказать тебе немного о том, что ты уже
знаешь, но несколько иначе, для того, чтобы привести твои знания в порядок, в
систему, чтобы ты имел не простые, а волшебные научные знания.
-Я, волшебные? А почему научные знания волшебны?
-Простые знания часто забываются, а научные нет, кроме
того, они удобнее: их гораздо больше входит в голову, но самое
главное, они волшебные потому, что рождают новые знания гораздо легче, чем опыт и эксперименты.
-А почему гораздо больше?
-Видишь-ли, мозг – хранилище твоих знаний, устроен почти
как библиотека. Слушай, а давай сходим в мозг, то есть в библиотеку?
-Как это? Куда?
-Сюда! – Волк, отвел зеленую ветку, и Саша увидел одиноко стоящую дверь
на которой было написано "мозг". Волк приоткрыл дверь,
за дверью была серая стена в извилистых узорах.
-Ах, да! – сказал волк, закрыл дверь и
прикоснулся к табличке. Табличка оказалась свернутой
вдвое, она раскрылась, и на двух ее половинках Саша прочел "Мозг – библиотека". Волк
снова открыл дверь и вместо стены Саша увидел темную
комнату в которой сразу от двери стояли полупустые стеллажи с книгами.
-Странно, – подумал Саша, -Снаружи дверь, просто плоская дверь, а внутри комната.
-Да ерунда, – сказал Волк, -заходи.
Саша ощупал дверь, заглянул за нее. Там за кустами текла река, росли
как и прежде кусты. Саша заглянул в дверь с другой стороны. На него, улыбаясь,
вопросительно смотрел волк. Рядом с ним щипала травку настоящая коза. Странно. Саша ещё раз проверил с одной стороны
комната, а с другой пустая дверная рама. Странно. Саша недоуменно пожал плечами и
осторожно шагнул в темную комнату. Волк за ним. Волк включил фонарик, вдруг
сверху упала книга. Волк пошарил лучом фонарика по стене, нашел
выключатель и включил свет. Сверху с шумом упали какие-то бумаги.
-Только обычные люди, – продолжал Волк, поймав очередную
книжку, -бросают книги своих знаний прямо на пол, перед самым входом, а
ученые, – он прочитал название, прошел вглубь комнаты и осторожно
поставил книжку на полку, -а ученые расставляют их по книжным полочкам.
-Но ведь так можно просто завалить вход и все? – Сверху рухнула куча книг.
-Да, так и происходит. Обычный человек использует свой мозг на два три
процента, а ученый на целых пять и даже шесть процентов.
-Так мало?
-Почему мало? Если бы ученый все свои знания мог превращать в научные,
он загружал бы свой мозг на пятьдесят или восемьдесят процентов, но
ведь ученый является специалистом далеко не во всех
вопросах, поэтому, он тщательно складывает свои книги только на одной, двух
полочках, а остальные... да, да, роняет на пол.
Сверху постоянно что-то сыпалось. Комната была полна рассыпанных книг,
на полу лежали в беспорядке доски и железки. Волк торопливо подбирал с
пола книжки и прочитав название расставлял их в разных местах. Что-то
затрещало. Волк схватил с пола гайку и спешно стал ее прикручивать к
выглядывающему из шкафа пустому болту. Треск
прекратился. Одна из падающих книг стукнула Сашу по голове.
-Но почему?
-Потому, что учиться действительно трудно! Ведь мы не видим полочек
наших шкафов, когда учитель или эксперимент дарят нам
знания. Мы не видим даже самих шкафов в нашей библиотеке. Когда мы
учимся, мы ставим новые книги знаний на плохо видимые полки и если
предполагаемой полки на самом деле нет или она падает, то и книга, увы, падает на пол.
Саша вдруг увидел скользящие по воздуху книги, они как будто висели на
тонких серебристых нитях. Некоторые из них под одобрительное хмыканье
Волка ловко вставали в пустые места на полках, зато другие замерев
сбоку полок или ударившись о занятое место беспомощно падали вниз.
-Если теперь мы снова попытаемся ее взять, то ничего не найдем. Знания
как-бы пропали. Их еще можно разыскать, но только если их не засыпали
другими, сейчас не нужными, или искать надо слишком долго.
Волк что-то нашел на полу.
-А почему полки падают?
-О, это ужасно, падение полок – это потеря времени, желания, жизни. (Ну-ка помоги мне.)
Полки падают без хорошей опоры, падают, потому, что учить тоже очень
трудно. Трудность учителя рассказать ученику о шкафах,
раньше чем о полках. (Подержи эту полку!) или хотя бы полочках уже найденных учеными. (Так,
давай полку и принеси вон ту стойку.) Трудность ученика построить эти шкафы, и полочки в своей
библиотеке и обязательно прочные. (Молодец, я подержу, а ты прикрути вот это!)
Трудность ученика поднять с пола разбросанные
книги, расставить их, и самое важное, все последующие книги ставить
только на полки. (Теперь я с этой, а ты с той стороны.) Слишком много книг знаний и людей их
отдающих, да мало таких талантливых учителей, которые умеют помочь
построить ученику такие шкафы, в которых существующие знания гораздо
легче рождают новые. Ну вот, молодец! – похвалил Волк Сашу за законченный новый шкаф-стеллаж.
Зазвучала радостная музыка. несколько книг прилетели откуда-то
сверху и с радостным хихиканьем устроились на новых полочках, но, что
еще удивительнее, ряд книг рассыпанных на полу вдруг собравшись в ряды
как в обратной киносъемке сами запрыгнули на полки.
-А почему гораздо легче? – снова где-то радостно захихикали книжки.
-Потому, что научные знания связаны между собой. Вспомни, как трудно
малышу запомнить названия цифр от одного до десяти и как просто от
одиннадцати до двадцати. И вот, видя шкаф чисел, – Волк
показал на высокий серебристый шкаф, проходивший кажется, сквозь потолок, а
может и пол. Шкаф, на котором были написаны цифры -ты
уже легко можешь сказать где и на какой полочке, в каком ящичке,
книжечке и так далее, лежит то или другое число. И даже то, которое ты
еще никогда не слышал и не использовал в своей жизни. То число, о котором ты не знал!
Более того, ты легко скажешь какое число, скажем, следующее или большее
на 25. И почти такие же связи между собой имеют все научные знания.
Ученый видит эти связи и поэтому, легко, почти не
задумываясь, предполагает существование новых знаний об изучаемом
предмете, а заодно и как их получить из эксперимента. Ученый просто
продолжает эти связи и смотрит нет-ли там еще книги знаний. Учёный знает то, чего он не знает. Волк
вдруг поперхнулся и почесав голову сказал: Да!
-Знает то, чего не знает? – переспросил Саша.
-Вот именно! В этом и есть волшебство науки! В связи знаний между собой. Вообще
то связи светятся. Видишь как серебриться шкаф цифр? Вот так все знания связаны
между собой.
-Но ведь все книги на полу?
-Это в головах людей все на полу, а у природы все книги на полках в
невидимых шкафах. Эти полки и есть связи, но бывает, что новые знания
чем то отличаются от предсказанных вроде книги, которая оказывается
выше, чем высота полочки и тогда начинается трудность ученого: надо
увидеть новые связи. Ты же видишь, все шкафы и полки
кривые, все разные. И надо понять, как нужно изменить полочку или
шкаф под новую большую книгу, где должны стоять опоры. И вот ученый
понял, нашел! Именно в этот момент, знания платят ученому жизнью.
Найти новые связи, значит подарить людям два яблока там, где раньше было
только одно. Но это очень трудно. Угощайся! – волк протянул Саше яблоко откуда-то оказавшееся на
полке и с хрустом откусил от другого.
-Бери Саша этот шкаф слева, он должен стоять вон там.
-Но он огромный, тяжелый, мы не унесем.
-Не, легкий. Они тут все как на колесах. – Они легко покатили шкаф.
-А почему этот шкаф должен стоять в другом месте?
-По мере накопления знаний и понимания связей между ними шкафы надо
все время переставлять. Сейчас стало очевидно, что этот шкаф стоял не там где надо.
-Почему очевидно?
-Это мне очевидно, а тебе пока нет. А ты попробуй взглянуть моими глазами и сразу все поймешь. – С этими словами Волк остановил
шкаф у пустой стены, снял с себя очки и протянул их Саше. Саша даже
опешил, откуда взялись очки, их не было у Волка.
-А, ерунда, не обращай внимания, сейчас я тебе еще кое-что покажу.
Саша надел очки с нарисованными волчьими глазами и вдруг увидел, что
комната стала светлее и выше, шкафов больше, хотя сами
они стали меньше. Только что привезенный шкаф оказался тумбочкой,
стена – стеллажом. Оказалось, что тумбочка окрашена так же как стеллаж.
Волк взял тумбочку и легко вкатил ее в нишу стеллажа.
На полочке стеллажа оказалась таже самая надпись какими-то странными
буквами, что и на тумбочке. Саша снял очки – все по старому: ни букв, ни цветов и всё большое, одел – все не так.
В стенах появились двери, они были открыты, в них были видны
другие комнаты, в которых тоже стояли стеллажи с книгами. Над маленькими
шкафами что-то летало из комнаты в комнату.
-Почему шкафов больше, а сами они меньше? Что летает?
-Меньше, потому что лишнее – забыто, знания
спрессовались. Больше, потому что я больше учился, больше узнал. Что летает?
Мысли летают, знания общаются друг с другом с помощью мыслей. Мне трудно
тебе сказать яснее. Обрати внимание, что не только появились новые
шкафы, но и исчезли некоторые старые. Это потому, что ты знаешь то,
чего я никогда не знал, а может и не узнаю. Но вот лучше посмотри-ка
глазами ученых. – Волк достал из кармана другие очки с нарисованными
глазами. Саша одел и удивился шкафы исчезли полностью, не было и комнаты.
В очки был виден какой-то завод. Ездили странные машины, работали
странные станки, все гремело, сверкало и двигалось. Постепенно
начал проявляться смысл. Здесь изготовлялся автомобиль. Слева появлялся
скелет автомобиля, и двигаясь слева на право по конвейеру он обрастал
дверями, колесами, стеклами и прочим. Справа выходил готовый автомобиль.
-Чего видать? – спросил волк.
-Завод по производству машин, кажется.
-А в эти?
-На секунду мелькнула старая комната и вот уже на глазах
рос дом. Освещение мелькало, как будто Саша смотрел на
строительство дома по одной секунде из каждого часа.
-Дом строят.
-А в этих глазах что?
Саша сменил очки. Словно с высоты птичьего полета, он
увидел простирающийся под ним город. По улицам бежали автомобили, шли
поезда, разноцветные потоки переливались из конца в конец сплетаясь и разбегаясь снова.
-Это город, но почему такой.
-Накопленные знания в какой-то момент начинают работать. И тогда ученый, который видит их работу, способен перенести эти
знания в жизнь. Именно так и рождается все хорошее на земле. Это не
настоящий город, но он может стать таким. Разноцветные потоки – это
перемещения людей, продуктов питания, материалов, денег и прочего.
Сейчас ты смотришь глазами мэра города. Он ученый-экономист. Видишь, все
дома разных цветов. Это школы, заводы, дома, магазины, библиотеки. Это
очень ценные для людей глаза. Их очень трудно вырастить, обучить,
воспитать. Видишь, как изменяются цветовые пятна. Это болевые точки
города, ой много проблем у мэра города.
-Ужасно красиво и интересно.
-Это еще что, это ты со стороны смотришь, смотришь, но не понимаешь. А
вот когда еще и поймешь.... Вот тогда и узнаешь настоящий интерес.
Саша рассеянно повертел очки и просто так посмотрел в них с другой
стороны. В глаза бросилась пляска разноцветных огоньков.
-Ой а это что?
-Это мысли мэра города.
-Красиво, но ничего не понятно. А ну-ка. – Саша снова взял очки волка.
И здесь было то же самое. – ты что мэр? Почему у вас одинаковые мысли?
-Мысли совершенно разные, просто ты не умеешь их различать, они для
тебя как воробьи – все на одно лицо. Ты же знаешь,
видеть и понимать это совершенно разные вещи. Кто понимает, тот видит
гораздо, понимаешь?, гораздо больше.
-А можно глянуть глазами ... природы?
-Ну ты даешь. – Волк покопался у себя в сумке и достал просто черные очки. Саша одел их.
-Но тут ничего не видно – просто темно.
-Это потому, что ты видишь все связи сразу. Они неразрывны и потому неразличимы.
-Но связи же светятся? – напомнил Саша.
-Да, но всеми цветами! Смешай все краски, какой цвет получишь? А ведь тут есть
ещё и цвета, не видимые человечьему глазу!
Саша разочарованно перевернул очки и скорее по инерции,
чем в ожидании чего-либо глянул в них с другой
стороны и с криком тут-же отбросил их от глаз.
-Ой там ослепительно яркий свет.
-Естественно! Природа слишком умна для нас. Кстати, если взглянуть
глазами некоторых невежд, то будет тоже интересно: в очках – пусто,
если конечно смотришь не на пищу или кровать, а в мыслях темно. Правда
в этой темноте различимы все те же пища и кровать.
Кстати этот шкаф позже должен будет переехать в другую комнату.
-А сколько тут комнат?
-Не знаю, много! Есть и комнаты, и этажи, и здания, и даже улицы, города, страны.
-А планеты есть?
-И не только, бери выше – вселенные есть!
-Ой, а почему так много?
-Потому, что много поколений накапливали знания. Это они всё понастроили.
-Вселенные понастроили?
-Да! Так ведь в мозге. Здесь легко строить. Знаешь сколько здесь всякой ерунды
понастроено?
-А зачем?
-А чтобы люди жили, чтобы их знания работали. Знания должны работать. Только упорядоченные знания могут работать.
-Как это?
-Как? Также как машины. Ты нажимаешь на кнопку или педаль, а машина, а точнее
знания заключённые в ней - работают.
Ты понял? Могу-ли я теперь рассказать тебе о трудном?
-Да. Комната вдруг исчезла, Саша снова сидел с козой волком и крестьянином на берегу реки.
-Здесь трудным является слово 4х мерное. Но сейчас я нарисую большой
шкаф с вертикальными секциями и горизонтальными полочками, для твоих
научных знаний о пространствах, и расскажу тебе об одном и еще четырех
пространствах. И особенно трудным для понимания будет последнее – четвертое.
Волк достал из кармана листок бумаги, авторучку,
разделил листок линиями на семь вертикальных частей, и продолжил.
-Это секции твоего шкафа, мы назовем их так: "Число измерений, рисунок
объекта, название объекта, название пространства, название
измерения, число границ". Теперь я рисую пять полочек общих для всех секций.
На каждой полочке мы будем располагать твои знания об одном из
пространств. Но сначала мы поговорим только о четырех первых секциях.
Ясно?
-Да, о четырёх.
-Вот смотри, я рисую точку – точка это объект нульмерного пространства. Пока я о нем ничего не скажу и ты о нем пока не
спрашивай. Слева я пишу 0, а справа ТОЧКА. Теперь, полочкой ниже, я
двигаю эту точку. Вот это начальная, а эта конечная ТОЧКИ. Соединяю их,
что получается?
-Черточка.
-Правильно, – голос Волка стал выразительней, он словно выделял одни части фраз
от других. Саше даже показалось, что при этом то звучала, то нет какая-то
музыка. Более того оказалось что Волк писал разноцветной ручкой. -Её ещё называют ПРЯМАЯ или одномерное
пространство. Слева 1, справа ПРЯМАЯ и еще раз ПРЯМАЯ. Теперь, полочкой ниже, я двигаю эту
прямую. Вот это начальная, а эта конечная ПРЯМЫЕ, соединяю соответствующие точки прямыми. Что получается?
-Ну, не знаю... кривой квадратик какой-то.
-Правильно, его еще называют плоскость или двухмерное пространство.
Слева 2, справа КВАДРАТ и ПЛОСКОСТЬ. Теперь, полочкой ниже, я двигаю
этот КВАДРАТ. Вот начальный, вот конечный, соединяю точки. Что получается?
-Кубик, куб получается. Это трехмерное пространство?
-Да, или объем. Слева 3, справа КУБ и ОБЪЕМ. И наконец,
теперь, полочкой ниже, я двигаю этот куб. Вот начальный, вот конечный, соединяю.
Что получается?
-Не знаю что, жуть какая-то, но это и есть четырехмерное пространство?
-Да! И эта жуть называется ГИПЕРКУБ. Слева 4, справа ГИПЕРКУБ и ГИПЕРОБЪЕМ.
-Но я ничего трудного не вижу, более того, я думаю, что двигая этот
ГИПЕРКУБ я смогу получить и пяти и шести и стомерное пространство.
-Возможно, возможно, но очень легко проверить думаешь ли ты то, что ты думаешь или просто говоришь об этом.
-Как, как?
-Сейчас объясню. Давай начнем все с начала, но несколько иначе. Сейчас нам понадобятся
остальные две секции. Вернемся на верхнюю полочку нашего шкафа. Взгляни
на ТОЧКУ, у нее нет ни длины, ни ширины, ни высоты. Спустимся полочкой
ниже, взгляни на ПРЯМУЮ. Что у нее есть?
-Длина.
-Да, ПРЯМАЯ это ТОЧКА имеющая еще одно измерение ДЛИНУ.
Теперь я запишу слово ДЛИНА, а ты покажи мне пальцем куда я двигал точку и саму прямую.
-Зачем?
-Покажи, так надо, это самое трудное и самое главное!
-Да уж, трудное, вот, пожалуйста, сюда и здесь. -Как эти взрослые любят поучать – подумал Саша, -когда и пню всё ясно.
-Верно, – Волк довольно хмыкнул, и подвинул к себе соседний пень. На пне
оказались нарисованные глаза. Пень посмотрел на Сашу и моргнул. -Верно! ПРЯМАЯ это то,
что лежит между ограничивающими ТОЧКАМИ, но сами ТОЧКИ не имеют ДЛИНЫ. Кстати,
сколько их ограничивает ПРЯМУЮ?
-Две. Пень уважительно посмотрел на Сашу.
-Правильно, запишем 2 после слова ДЛИНА. Итак
результатом движения является новое понятие ДЛИНА и двойка. Спустимся полочкой
ниже, взгляни на квадрат. Что у него появилось в сравнении с прямой?
-Ширина.
-Так, ПЛОСКОСТЬ это ПРЯМАЯ имеющая еще одно измерение ШИРИНУ. Теперь я
пишу ШИРИНА после слова ПЛОСКОСТЬ, а ты делаешь самое главное: показываешь мне ПЛОСКОСТЬ пальцем.
-Хм.
-Верно, ПЛОСКОСТЬ это то, что лежит между ограничивающими ПРЯМЫМИ, но сами ПРЯМЫЕ не имеют ширины.
-Сколько ограничивающих ТОЧЕК?
-Четыре.
-А ПРЯМЫХ?
-Четыре.
-Результат движения записан: 4, 4. Теперь объем, где твой палец?
-Появилась высота, вот ОБЪЕМ.
-Верно, пишу ВЫСОТА и... повторяю, что ОБЪЕМ это то, что лежит между
ограничивающими ПЛОСКОСТЯМИ, но сами ПЛОСКОСТИ не имеют высоты.
-Куб ограничен ... раз, два, три ... шестью квадратами.
-Отлично, пишу! Кстати, у меня есть пара кубиков, на подержи пока, они мешают мне писать.
-ПРЯМЫХ будет по четыре в каждом КВАДРАТЕ и еще четыре, ТОЧЕК – восемь.
-Замечательно, 6,12,8, но я запишу это наоборот 8,12,6. Чтобы число
точек было под числом точек, а прямых под прямыми. Но я смотрю, что у
тебя есть трудности с подсчетами, их можно уменьшить.
Для этого твои знания о границах нужно сделать волшебными, научными. То есть
светящимися, способными рождать заранее не известные знания.
-Волшебными, светящимися?
-Обрати внимание на два свойства наших движений: удвоение и превращение.
Превращение и удвоение. Все объекты в результате движения
и удваиваются (начальные и конечные) и превращаются в следующие объекты: ТОЧКИ в ПРЯМЫЕ, ПРЯМЫЕ в КВАДРАТЫ. Это очень важно! Это понятно?
-Понятно! А почему это очень важно?
-Потому, что позволяет заменить реальные построения, поиски и подсчёты простым
сложением. И заметь, все, абсолютно все объекты и удвоившиеся, и превратившиеся
являются границами пространства большего
измерения, прикасаются к нему, но не принадлежат ему! И еще, заметь, все ПРЯМЫЕ
КВАДРАТА равны между собой, просто они лежат иначе, и все КВАДРАТЫ
КУБА – тоже равны между собой, просто они лежат иначе! Попробуй не считая на ГИПЕРКУБЕ, сказать
сколько КУБОВ, КВАДРАТОВ, ПРЯМЫХ и ТОЧЕК ограничивают его?
-Если я правильно понял, то КУБОВ будет два и шесть, у куба ведь шесть квадратов?
-Ты понял правильно!
-Тогда дальше получиться вдвое больше квадратов + все линии, они станут
квадратами 2*6+12=24, затем, вдвое больше линий + все точки, они станут линиями
2*12+8=32, затем, вдвое больше точек + всё чего нет, оно никогда не станет
точками - пошутил Саша -16 точек. Кстати, а добавьте по единичке справа в каждую
клетку, правда, для них нет каких-то ограничителей.
-Великолепно! Записал 16, 32, 24, 8. Добавил, получилась таблица.
|
Число измерений |
рисунок объекта |
название объекта |
название пространства |
название измерения |
число границ |
|
0 |
. |
Точка |
|
|
1 |
|
1 |
- |
Прямая |
Прямая |
Длина |
2,1 |
|
2 |
:: |
Квадрат |
Плоскость |
Ширина |
4,4,1 |
|
3 |
|
Куб |
Объём |
Высота |
8,12,6,1 |
|
4 |
|
Гиперкуб |
Гиперобъём |
|
16,32,24,8,1 |
Саша посмотрел на неё и сейчас же, слева на право, под единичками столбца границ слабо
вспыхнула серебристая, словно от неонового света, связь. Затем такая же, но
справа на лево и двойная, пробежала по другой грани пирамидки. По числам 1, 2, 4, 8, 16.
Затем третья, слева на право, рядом с первой по 2, 4, 6, 8. И вновь, двойная
справа на лево – по 1, 4, 12, 32. Полочки исчезли. Вместо них
засветились горизонтальные линии. Пирамидка цифр стала напоминать елку
в гирляндах. Столбец число границ начал светиться. Из пня послышалась музыка. Все
внутренние числа в нижних вершинах треугольников, ритмично заиграли разными
цветами. Они все одинаково получались из двух верхних чисел. -Ой, мне всё ясно! Я
теперь могу сказать, что будет дальше! -Отлично, знания стали научными! Но
дальше пока не надо!! Я же говорил, что лучше узнавать постепенно. Да и
светятся только 2 столбца. – Только теперь Саша увидел, что столбец число измерений 0, 1, 2, 3, 4 тоже
слабо светится. Его оказывается тоже можно было продолжить... -Ну, а теперь, самое трудное. Итак,
если тебе все ясно, то ты продолжишь и покажешь мне
ГИПЕРКУБ ограниченный восемью КУБАМИ. Саша потянулся было рукой к рисунку, но в руках были
кубики. Музыка притихла. Он задумался, потом он взял один кубик, поднял его и снова
опустил руку. Наконец он посмотрел во внимательные глаза волка. -Я вижу только два кубика.... -Самое трудное! -Я думаю..., мне кажется,
что некуда двигать второй кубик? Волк молча смотрел на Сашу. -Учитель, мне кажется, что ГИПЕРКУБ..., что его..., ну
почему вы молчите? -Я? Я рассматриваю сияющий ГИПЕРКУБ, это очень интересно! -Где? А почему я его не вижу, если он есть? А ну-ка
покажите мне его пальцем! – воскликнул Саша, протягивая волку кубики и
незаметно для себя повышая голос. -Превосходно! Очаровательно!! Потрясающе!!! – вдруг
чему-то обрадовался волк, -Вспомни, я предупреждал тебя, что это будет
трудно! Саша неуверенно опустил руку. -Да, ты прав, ты не видишь его,
но я-то его вижу! Точнее я его не вижу, а представляю! Потому, что
человеку не дано 4х-мерного зрения, но ему дана мысль, дана возможность думать!! Успокойся, слово ПРЕДСТАВЛЯЮ также не верно, как и слово
ВИЖУ, просто в вашем языке пока нет подходящего слова. Просто эти слова
ближе других подходят к этому шестому чувству человека. Давай пока
используем слово МЫСЛЮ. -Саша кивнул. -Вот именно сейчас начинается самое трудное. Увидеть
невидимое! – Волк пристально взглянул Саше в глаза.
-Но ведь уже было самое трудное?
-Да! И ты его успешно преодолел. - Елочка перестала играть цветами и радостная
музыка сменилась напряжённой. -Более
того, я хочу сказать, что и сейчас ты вряд-ли увидишь ГИПЕРКУБ, хотя и
знаешь как он получается. Но если ты, Саша, не забудешь о нём, то однажды испытаешь огромное удовольствие!
Саша с надеждой и сомнением слушал волка. -Ты должен чуть больше узнать, что такое видеть. -Больше? А разве я...?
-Не знаю. Но лично я "увидел" в 4м измерении лишь спустя три года, после того,
как понял, что я там смогу увидеть.
-Три?
-Три! Таблица это элементарно. Скажи-ка мне, – продолжал волк, -ты когда-нибудь думал, что видит
слепой, когда с помощью своей палочки он идет знакомым маршрутом, хотя,
конечно, он и не видит ничего? Здесь опять нет подходящего слова для
этого шестого чувства человека. -Мыслит? -Нет, это слово мы уже заняли под "4х мерное видит".
-Нет, не думал. А что, они видят 4х мерные кубы? -Не спеши, просто не видя, они видят иначе чем мы.
Они ..., – Волк задумался, -Нет слов, нет слов... Ну, пусть пока они МЫСЛЯТ свой
путь. Вспомни, как ты идешь в магазин или как ты идешь в школу. Вот
примерно также они МЫСЛЯТ свой путь. Видишь ли ты все участки своей
дороги? Дверь, лестница, двор, дорога, школьный двор, дверь школы,
класс? Видишь ли ты все это разом? Летом и зимой, в
дождь и в зной одновременно? Есть там, на твоем пути встречные
прохожие или попутные друзья-однокласники? -Ого! Ну, вообще-то я это вижу, точнее вспоминаю как видел и
при этом как бы вижу, но не вместе, а как бы по очереди, и не очень
четко. -Отлично, это один из видов твоего зрения, именно им
пользуются слепые, правда они видят свой путь гораздо четче тебя, у
них тренировка больше, а 4х мерные кубы они конечно не видят. Нет, не
видят, потому что живут в этом-же трехмерном мире. Разве смог-бы
увидеть человек живущий в плоскости этого бумажного листа трехмерный
квадрат, который мы называем кубом. Более того, он не смог бы увидеть даже
своего квадрата. -Ну это уж слишком. Ну ладно уж, гиперкуб еще туда-сюда,
но если он не увидит своего квадрата, то я не увижу куба. Но куб то я
вижу! Вот он! Саша снова протянул один из кубиков на раскрытой
ладони Волку. Все грани этого кубика вдруг оказались раскрашенными в
разные цвета. -Действительно, тут я возможно ошибся – сказал Волк с хитрецой в голосе и
взял Сашу за кончики пальцев раскрытой ладони, словно обнюхивая кубик. -Кстати, какого цвета
нижняя грань кубика? – Саша попытался перевернуть кубик пальцами, но
Волк держал их достаточно крепко. -В чем дело Саша? Разве ты не
видишь кубик, разве ты не видишь ВЕСЬ трехмерный кубик? Разве ты видишь
только его часть? Волк отпустил Сашину руку. -Да, но я могу увидеть весь кубик если, если... – Саша
замолчал. -Возможно. Но мочь и видеть – разные вещи. Двумерный
человек тоже, мог бы увидеть все цветные грани своего квадрата. Он мог-бы,
а ты видишь! Саша молча перевернул кубик на ладони. На нижней грани
был нарисован квадрат с разноцветными сторонами, причем все его
стороны были двухцветны: внешний и внутренний цвета не совпадали. – Он
мог бы увидеть все четыре внешних цвета своего квадрата, а ты
видишь что их? Волк взял кубик у Саши и вопросительно посмотрел ему в глаза.
-Восемь. – Задумчиво ответил Саша. -Правильно восемь! – обрадовался волк и снова протянул
кубик Саше на верхней грани которого был нарисован восьмицветный
квадрат внутри граней которого оказалась ещё одна разноцветно-радужная линия. -Он мог
бы, возможно, мог бы увидеть все то, что ты безусловно
видишь! Ему надо МЫСЛИТЬ, а тебе достаточно ВИДЕТЬ. Саша взял кубик. -Но тогда выходит что я...? – Саша поднес кубик к глазам и
повернул его. -Да Саша, значит ты не видишь кубик. Не видишь даже 3х мерную поверхность
кубика. Твоё зрение не 3х мерно. Одна из стенок кубика отвалилась и из него выпала,
раскрываясь на лету свернутая в гармошку лента бумаги на каждом
квадратике которой были нарисованы разноцветные картинки. -Верно, верно Саша! – радовался Волк. -Представляешь какая
разница в размерах получаемой плоской и объемной информации.
Разница между ВИЖУ и МЫСЛЮ. И это еще не все! – Волк взял у Саши распавшийся
кубик. -Ну-ка, посмотри другой. Саша взял другой кубик. -Это прозрачный
коробок, сними наклеенную цветную стенку. – Цветные стенки кубика отвалились,
внутри ползал Жук. -Так вот, двухмерный человек не сможет показать
трехмерный квадрат, который мы называем кубом, своим двухмерным пальцем, как
не сможем и мы с тобой показать ГИПЕРКУБ своими трехмерными
пальцами. Хотя ему для этого надо лишь чуть-чуть изогнуть пальчик, но куда?
Мы-то знаем и видим куда, мы говорим ВВЕРХ, но у него нет таких мышц,
чтобы изогнуть так свой пальчик. Это для него также невозможно как для киногероя сделать шаг с экрана. Нет и у нас 4х мерных мышц.
Мы скребём по 4х мерной поверхности. На большее мы ... -А если я согну лист? – Вдруг оживился Саша. -Ну и что? Все равно он будет жить в той-же
поверхности, пусть и изогнутой, боюсь даже и не почувствует ее изгиба. -А если я его оттуда вытащу? У меня ведь есть трехмерные
мышцы, что он увидит? -Хм, это интересно. Ну, наверное, тоже что и ты, если б 4х
мерный человек вытащил тебя из этой комнаты на улицу. При этом он не
открывал бы ни окон ни дверей. Даже если бы ты был замурован в этой
комнате, он не повредил бы ни тебя ни стен. Он поднял бы тебя, как ты
можешь поднять нарисованного человечка и вытащить его из
нарисованной комнаты без окон и дверей. Ты через третье измерение – высоту, он
через четвертое! -И я бы ничего не почувствовал? -И даже бы не увидел. 2х мерный человек не видит через 3е измерение. -А откуда Вы знаете? -Мы не видим
через 4е. Точнее только некоторые из нас видят. Их называют предсказатели и
ясновидцы. -А какое зрение у 2х мерного человека, если у меня не 3х мерное, а 2х мерное? -А кто тебе сказал, что если не 3х, то 2х? Слушай Саша, давай совсем не будем
трогать вопрос о мерности зрения. Он очень сложен. Скажу лишь, что ты видишь
множество одномерных лучей отражающихся от поверхности препятствий. А что ты
видишь в увеличительное стекло, а в зеркальную стенку чайка или новогодний шар? И конечно,
всё ещё запутанней, ведь часть лучей проходят сквозь препятствия. Или даже вокруг них. Если эти лучи очень сильные или
препятствия очень слабые, прозрачные не деревянные, как этот кубик, а стеклянные, как тот.
-Оловянный, стеклянный, деревянный – пишется с двумя н. – Раздался откуда-то знакомый радостный голос
учительницы русского языка. -Что-о-о? -Не обращай внимание, это сбой из-за работы научных знаний.
– поморщился Волк. -Интересно, а какое зрение у 4х мерного человека? -Да, интересно. Но постепенно, ПОСТЕПЕННО!
Для нас пока интереснее обычный врач, который "может" смотреть и работать через 4е измерение? Он может
лечить больных, не делая им операции, не разрезая их трехмерную
оболочку. Он видит человека насквозь, сразу всего и сразу все внутренние
органы и к любому из них может прикоснуться, не затрагивая соседних. Он
мог бы починить любую машину, не разбирая ее. По четвертому измерению,
чтобы перейти из одной комнаты в другую достаточно одного шага. Ученые
физики предполагают, что наше 3х мерное пространство изогнуто. Он видит
как. Возможно, что межзвездные путешествия через четвертое измерения
так же просты, как шаг в соседнюю комнату. Возможно, что когда ты
вырастешь, к далеким звездам не надо будет летать на ракетах, но можно будет
съездить на 4х мерном велосипеде за пять минут. Другой вопрос, что
увидит 2х мерный человек, когда ты вытащишь его на время в третье
измерение? Ничего, потому, что у него плоское зрение. Весь его мир
исчезнет для него в ту-же секунду. Точнее он увидит калейдоскоп новых миров – тех миров, в
плоскости которых будут находиться его глаза. И очень даже возможно,
что в этих новых мирах не будет ни одного знакомого ему объекта. Если, конечно, я сам не ошибаюсь.
-Так что? Значит я и не мог увидеть ГИПЕРКУБ? -И да, и нет. Видишь ли ты вот этот нарисованный куб?
-Да. -Но ведь его нет! Это плоский рисунок! Проведи по бумаге пальцем, нет
никакого куба. Его нет, но ты его видишь! -Да. Действительно, вижу чего нет. Научно? -Да. Ты видишь и мыслишь одновременно. Более того,
вспомни, как ты смотришь плоский телевизор или фотографию отца.
Двухмерный человек назвал бы жутью рисунок куба и не увидел бы на
фотографии сфотографированного на ней. А ты с детства, С ДЕТСТВА привык к
этому. Попробуй убедить слепого с рождения человека, что ты
видишь на плоском экране объемный мир. Ты видишь то,
чего нет. И... И не видишь то, что есть. Куб, отца, актёра... -Да, но ... но... я не знаю как сказать. Я могу ощупать
этот куб, потрогать папу или, разыскав артиста, убедиться, что он есть
или был, но как мне ощупать ваш ГИПЕРКУБ? Значит, его нет? Уж ладно,
пусть есть человек в телевизоре, но ГИПЕРКУБА-то нет? – Саша с
надеждой посмотрел на волка. -И да, и нет. – спокойно глядя в Сашины глаза, ответил
волк. -Как так? -А так. Нет, пока ты ЩУПАЕШЬ как слепой, пока СМОТРИШЬ
как обычный человек, пока ты не МЫСЛИШЬ. Но это могут пока очень
немногие. Кстати, а сам-то ты есть? -Я-то? Я-то конечно есть! Вот он я! Ты можешь меня
потрогать. С кем ты тогда разговариваешь, если меня нет?! – Саше стало
смешно. -Опять потрогать? Я-то вижу, но что скажут другие? Что будет, если
рассказать им о тебе, если написать о тебе книгу? -Ничего не будет. Много книг написано о разных людях: о
царях, о полководцах, об артистах. Особенно в газетах много о разных
людях пишут. -Да, но есть и сказки обо всяких драконах и царевичах, о
волшебниках и говорящих волках, которых никогда не было! -Что-о-о? -Вот я и спрашиваю, ты-то сам есть? Вместе со мной,
конечно. -Я есть – вдруг побледнев сказал Саша, -а тебя... нет! -Верно, – невозмутимо согласился волк. И тут-же
крестьянин сидевший неподвижно с пирогом в руке превратился в волка, а волк
говоривший с Сашей – в крестьянина. -волки говорить не умеют.
Другое дело я, крестьянин. – Голос крестьянина-волка ничуть не
изменился. -И вообще, весь твой разговор был со мной. Крестьяне ведь умеют
разговаривать? -Крестьяне, да. - волк стал настоящим и к чему-то принюхался. -Значит я есть? -Нет, вы превращаетесь! -Все превращаются – возразил крестьянин -ты раньше был
не таким и ходил не в школу, а в детский сад. - Крестьянин снял с ветки
фотографию маленького Саши, которая обычно висела на стене спальни и разглядывая
её продолжил -и лет через десять пойдешь работать
совсем не таким какой ты сейчас. Еще и усы вырастут вот такие. У Саши
мгновенно выросли длинные усищи. Или может быть я превращаюсь быстрее
тебя, или может быть тебя все-таки нет? -Я есть! -А я? -Не знаю, вы, вы тоже ... есть.
-Спасибо. Сашины усы отвалились. -Да, но..., но.... -Я вижу, что тебе трудно. -Да. -Значит все пока идет нормально. 4е измерение – не видимо. Сейчас мы с тобой
подошли к вершине горы, еще шаг и тебе станет намного легче, и ты многое
поймешь. Итак, очевидно, существует противоречие. Ты, Саша, безусловно,
есть, а я и есть, и нет. И это относится к любому человеку. Для него
он сам, безусловно, есть, а все остальные то есть, то нет. И чем меньшим числом
чувств он воспринимает других, тем меньше у них, у этих других шансов
на существование. Для не видящих тебя, не сердись, но тебя нет. Ты для них не
реальней сказочного, выдуманного вот этого говорящего волка. А они для нас. Но они, эти другие, тоже есть! Есть,
но где? Мир, окружающий нас, неделим, но каждый из нас делит его на
материальный и идеальный. То есть видимый, тот, который есть в привычном смысле
этого слова и мыслимый, тот, который есть в голове этого человека, тот, который он
представляет. И вот этот-то второй мир многими не признается
существующим, хотя лично мне это кажется странным, просто парадоксальным. -Почему? -Да потому, что совершенно не ясно, есть ли сегодня
то, что ты видел вчера. Здание могло рухнуть, дерево сгореть, человек
умереть. А твое воспоминание о них, хотя и ослабевает со временем, но
безусловно есть! Взрослые люди, и даже те, кого зовут учеными, спорят
между собой, какой из этих миров главнее. Очень много лет спорят: сотни,
тысячи лет спорят. Ну вот, например, так. Одни говорят: "Дом построен
потому, что его придумал архитектор! Мир мыслей главнее, сначала появляется мысль, а потом она
реализуется в предметы!" – их называют идеалисты. "Нет!" – возражают другие, -"Архитектор видел куски
уже существующих домов, сначала он их увидел, а потом придумал их
новую комбинацию!" – таких людей называют материалисты, для них мир
предметов главнее: сначала предмет, потом мысль! Об их споре люди
придумали хороший вопрос: что появилось раньше курица или яйцо? -И что раньше?
-Не знаю – улыбнулся крестьянин. -А какой мир главнее? -Тоже не знаю. Ну не знаю я какая из двух рук главнее,
какой палец на руке главный. Мир – неделим. Да, Саша, мы не все знаем,
но мы стремимся узнать больше и шаг за шагом, поколение за поколением
мы узнаем все больше и больше и поэтому живем все лучше и лучше. Я
вижу ГИПЕРКУБ, может быть ты сможешь его ... -Сделать? -Вряд-ли. А вот ... показать
другим. Вполне. Может быть не его, а что-то другое. И не показать, а сделать, но
тоже очень хорошее. Но в любом случае ты должен уметь
думать. Как архитектор, что строит дом сначала у себя в идеальном
мире, где можно легко и быстро строить и перестраивать тысячетонные дома
до тех пор, пока не получится хорошо и красиво. И только потом,
здесь где строить трудно, а перестраивать нельзя. Сначала думать, потом
делать. Думать там, делать здесь. -Но ведь я уже умею думать. -Да, но нашу задачу ты решал долго, значит ты пока не
очень хорошо умеешь думать. Вот зачем мы и учим людей думать. Ясно? -Да.
Вдруг все снова зашевелились и коза вдруг сказала: -Я думаю, что теперь тебе будет легче понять, что значит
4х мерное мысле-пространство-время и что значит думать, а точнее,
что значит видеть, слышать и делать что либо в нём. А расскажу тебе
об этом я, потому что, мои работнички с утра ничего не ели, пусть
себе пообедают спокойно. Ты не против, все же я коза, или лучше пусть
крестьянин, или волк, конечно, если он есть? -Нет, я уже того..., ни против чего не против.
-Интересная мысль! -Так посмотрим на карте времени, – Коза вытянула из за куста экран, по которому
кто-то бежал неестественно быстро, -тут ничего особенного
нет. -Это карта? Это же телевизор! -Ну, пусть будет телевизор. Карты рисуют для пространств, а тут время.
Ведь ещё одно измерение может быть не только у пространства... На плоскости
карты можно посмотреть, что севернее, а что южнее. А здесь, что раньше, а что
позже. И даже... -Постепенно! – рявкнул волк! -Шкаф и полочки! – Возразила
коза. -Ага, кажется тут, точнее тогда. Изменим масштаб времени...
– на экране движение стало медленней. -Вот! -Ой, 3 Козы? -Не обращай внимания,
я что-то напутала, это пространство возможностей
(просто обычно реализуется только одна из них). Переключаем. -Пространство
чего-о? А почему здесь негр с бананами, обезьяна и лев? -Опять я не то
переключила. Это мы в Африке, там капуста не растёт, там её местные черви в
семенах съедают – уж больно вкусная. Поэтому я - обезьяна. Сейчас вспомню.
-Но это же не лев, это мужик? – лев снял маску. -Ну почему это не лев? Разрешите представиться, Лев Семенович
Волков. – сказал лев голосом волка и вновь одел маску льва. -Так лучше, или надо непременно в льва?
-Может не надо, а? – попросил негр-крестьянин. -Да так лучше.
-Постепенно! – повторил Волк, подмигнул и выключил телевизор. Коза подмигнула
ему и даже обрадовалась. -А я не хочу ждать 3 года!
-И не будешь. У меня не было учителя. Я два года шёл до таблицы, а ты за десять минут всё понял... Ты
молодец! Я очень надеюсь на тебя.
-Точно! - улыбнулась Коза -Твой папа решал задачу дольше тебя. Он сказал: "Да
что там, пусть крестьянин съест эту капусту и без проблем
переправится!" – Затем она погладила Сашу по голове -А мама быстрее, но она пожалела нас и попросила крестьянина
вдоволь накормить нас и тогда никто никого есть не станет!" Славная
девочка! – и коза радостно засмеялась -Мороженку предлагала... -Мама? – удивился чуть не вскрикнув Саша. -Да, сынок, что случилось?
– Саша широко открыл глаза, над его постелью склонилась мама. -Мама? – Еще больше удивился Саша. -Ну чаво, чаво – ласково и игриво картавя, мама
поцеловала Сашу -Что тебе приснилось? -Ты решала задачу о переправе через реку крестьянина,
волка, козы и капусты? -Решала, – радостно согласилась мама, -и получилась
целая сковорода жареной капусты и теперь побрившийся крестьянин и коза
с нетерпением ждут когда проснувшийся волк умоется и переправится
через реку в ванной комнате, чтобы вместе позавтракать! – и схватив
Сашину подушку, весело хохоча, она выскочила из комнаты. Саша бросился в
погоню. Через несколько минут папа уже отбивался от Сашиных вопросов о
том, как решается эта задача. -Да не помню я, бывает и на старуху проруха. Вдруг Саша воскликнул, -Где мой карандаш? Я должен
запомнить...
|