6 История гимна России
(или Почему мы, умея делать хорошо, сделали плохо) Вот часть авторов, что собрали и систематизировали знания об истории гимна. Спасибо им, за их созидательный труд в многовековом строительстве России. К Смирнов, А Сабов, Е Козырева, С Федякин, Н. Шилова, В Гриневич, Л Гриневич, А Щуплов, А Иоффе, Д Борисов, Л Киселёва. Подробнее, с историей можно ознакомиться в Интернет. И, конечно, она противоречива. «В начале было слово»… ... И это слово было «За Родину!» (боевой клич и тост, но язык первого государства земли, место и дата его рождения нам неизвестны). Затем культовые песнопения. В те времена не все составляющие гимна работали вместе. Возможно, 1й национальный гимн голландский («Вильгельмус ван Нассауве»), ему чуть больше четырех веков. Подробнее http://www.countries.ru/nitherl/nlhimn.htm (13 Кб) хороший сайт 6.1 Гимны России (?-852-2000) История – внешняя память наших частиц разума. История – бриллиант времени, сокровище предков. С её плоских граней-страниц – светят объёмные системы причин и следствий. Люди часто вертят бесценный кристалл, всего-то любуясь игрой света его граней, учёные вглядываются в него, стремясь понять законы системного света, изобретатели освещают им пути в будущее. Сокровище, используемое как инструмент, может светить гранями и дат, и событий. Но для моей (предвзятой) системной цели нужен свет иных граней, свет её активных деятелей – моторов происходящих событий. Для меня истинные моторы истории – учёные (осознававшие законы природы) и изобретатели (конвертировавшие осознанное в развитие). Но я признаю, что в «области гимнов» главные моторы во всех странах – цари (руководители). И еще, в целях системности знаний данной книги я напоминаю: 6.2 Пять важных событий истории перед появлением гимна России. 852 – первое упоминание Руси в византийской летописи. 860 – поход русского войска (Киевских князей Аскольда и Дира) на Византию. 862 – призвание новгородским вече Рюрика с братьями и малой дружиной на княжение. 863 – создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. 1239 – вторжение татаро-монгол (или тартар – восточных руссов по Фоменко) на Русь. Эти события важные аргументы для меня в решении трёх групп спорных вопросов: -связь Руси, Киева, русского языка с Россией. -связь «окончательно», «поздно», «не своевременно», … с заменой текста гимна. -«Сталинский гимн», «советский гимн», «свободное Отечество», … преувеличение «миг-живущими» важности последних лет перед даже только видимой 1250-летней глыбой айсберга истории нашего русского государства, тем более, что их оценки не разделяются их же современниками. Что впрочем, является законом истории. Парадокс еды – съел или съеден. Я думаю, что лет через дцать-сят, после ухода из фазы биологической жизни съевших и съеденных, их различные оценки (от урчания до воплей) будут более спокойно и верно оценены потомками. Как уже было в истории и неоднократно, и не только в России, и не только у людей. 6.3 Появление и развитие гимна России. ...-852 – До музыки – боевой клич и тост «За Русь!» Не известен год рождения государства Русь. Не известно где раньше прозвучало его имя в битве или на пиру. до Петра - церковные песнопения (тексты, а значит и смысл и отношение к государству - неизвестны). 1689-1725 – Петр I, 1672г.р. при Петре - «виватные канты» - патриотические песнопения под конкретные события, старейшее – [Преображенский марш Петра Великого/С. Марин/?]. (композитор мне неизвестен)
Подробнее: http://tmn.fio.ru/works/23x/311_1/gimn/gimn08.htm (7 Кб) 06.03.2003 «Марш Преображенского полка» Прекрасный сайт! http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200100701 «Государственная символика. Гимн. Дмитрий Борисов»(26 Кб) http://gm731.narod.ru/Sound/sound7001.htm (22 Кб) 23.08.2002 «Гимны России» http://gazeta-istok.narod.ru/russia.htm (6 Кб) 08.08.2003 «Символика России. Гимн России» http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Bulgarin/Bulgarin_2_x.htm (12 Кб) 25.12.2003 «воспоминания» 1725-1727 – Екатерина I 1727-1730 – Пётр II 1730-1740 – Анна 1741-1761 – Елизавета 1761-1762 – Петр III – Нет данных о внимании этой цепи царей к раскрытию мощи гимна. 1762-1796 – Екатерина II 1791 – [Гром победы/Гаврила Державин/Осип Козловский] с припевом «Славься сим, Екатерина».
Конец 18 века – [Коль славен наш Господь в Сионе/Михаил Херасков/Дмитрий Бортнянский]
Подробнее: http://www.freemasonry.ru/hymn_r.html (10 Кб) «Коль славен наш Господь в Сионе» 1796-1801 – Павел I 1801-1825 – Александр I При этом царе российский гимн меняется дважды. Вариант 1812 года (Из припева Александр вытесняет Екатерину) Гром оружий, раздавайся, Раздавайся, трубный глас, Сонм героев, подвизайся, Александр предводит вас! Славьтеся, сыны России, Александр предводит вас! 1816 – [Молитва русских] - первый официальный государственный гимн России (Английский «Боже, храни короля» в переводе Жуковского, 7 строк). Есть текст Пушкина, 21 строка, 19.10.1818, под эту же музыку. Он умнее, но не ясно, исполнялся ли он. Гимн освобождается от двух пороков тщеславности. Славословье имён сменяется славословьем должности (титула) царя. И конкретный временный враг сменяется абстрактным. Впрочем, пороки живучи. Жаль, что теряется активность народа, зато появляется активизирующая цель. Пусть даже пока только для царя, пусть даже выраженная предельно робко. Боже, Царя храни! Славному долгие дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю - Все ниспошли! 1825-1855 – Николай I В соответствии с законом развития, гимн совершенствуется. Его активизирующее воздействие наращивается заменой хвалы приказом. Но по-прежнему он активизирует не государство, не народ, а лишь его царя. Так что гимн в целом весьма пассивен. 1833 – [Боже, Царя храни/Василий Жуковский/Алексей Федорович Львов]. Есть информация о «закрытом конкурсе» с участием Михаила Глинки. (Из этого следует, что уже тогда, "до Ельцина" он был отвергнут.)
Подробнее: http://nlo.magazine.ru/artist/jrec/main40.html (28 Кб) 25.02.2001 «О путях становления гимна как национального символа. Л. Киселева.» События этого периода, их причины и смысл прекрасно рассказаны Л. Киселёвой. Кроме того, она приводит еще три куплета текста Жуковского. 1855-1881 – Александр I I 1881-1894 – Александр I I I 1894-1917 – Николай I I – Нет данных о внимании этой цепи царей к раскрытию мощи гимна. 1817-1917 – Керенский? Первое разрушительное вторжение в тело и функции гимна. Наступает новый период истории. Одно из его проявлений – смена имен деятелей на фамилии. 1917 - После Февральской революции – «рабочая «Марсельеза». П.Лаврова, 1875 г. (не перевод с французского)
В соответствии с законом развития, гимн обретает могучее активизирующее воздействие. Но, в силу обстоятельств, не верную (с нашей, знающей последствия точки зрения) цель. Да и гимн ли это? Однако, уважая мнение отцов – гимн. Согласно теории Маркса (на мой взгляд, не верно понятой) движущей силой истории признана борьба классов. Следствие активности (богатые и бедные) было названо её причиной. Подобные ошибки весьма распространены среди «миг-живущих». Они объясняются неясностями связей причин и следствий, получившими своё особое имя – «порочные круги». Огромная активность и неверная цель приводят к массовому самоистреблению. Истребление богатых почти бессмысленно, как любое истребление последствий. Почти, потому что по мере генерации всё новых волн богатых, люди начали понимать, что не верна цель. А богатые, сверх того, что надо быть человечнее. 1917-1924 – Ленин 1917 – После Октябрьской революции – [Интернационал/А.Я. Коц/Пьер Дегейтер, 1888].
В соответствии с законом развития гимн совершенствуется вновь. В нём появляется более мудрая цель – «мир построим». Но она не главная, не единственная. Гимн остаётся кузницей разрушителей следствий. Царь уходит из гимна, чтоб никто из имущих не смог «защититься» борьбой против него. Отныне обоюдоострый меч гимна может поддерживать бандита (если он рождён рабочими – он «возвращает взятое грабежом»), и карать (как паразитов) всех, в том числе и первых лиц государства. Любой чиновник – посредник между властью и производителем. А так как продукт его труда не всегда осязаем, как хлеб, его можно обозвать паразитом и с помощью аппарата металогики доказать это. 1924-1953 – Сталин После «победы» социализма и закрытия Коминтерна. 1936 – [Гимн партии большевиков/Лебедев-Кумач/А Александров] - Рождение музыки будущего гимна. Впрочем... http://www.kkovalev.ru/Glinka_LG.htm Константин Ковалев: «... я и увидел ноты прекрасной офицерской песни 1-й мировой и Гражданской войн, называемой «Странник». Она оказалась… точной мелодией гимна Советского Союза.» Но, ... это не моя тема.
Хотя это не гимн страны, но его предтеча. Не понятно он хуже или лучше? Он совершеннее, в нём сильно снижается потенциал ненависти. Явный прогресс налицо даже с учётом накатывающейся волны массовых репрессий «своих» (из-за полного исчерпания «чужих» – «класса эксплуататоров»). Инерция не верной цели ещё долго будет терзать Россию. Но он и хуже. В нём убита личная активность. В нем только ясно видно «нам силу дает наша верность» партии (конечно могучей, мудрой, …), ну, в общем, той, что у власти. (Странно и смешно, но в начале это всегда верно. Во первых, иначе не выжить в разгул бандитизма, во вторых, застой приходит не сразу и в третьих, победитель всегда прав, а побеждённый виноват во всём. Это закон. Коммунизм не "виноватее" царизма, ну а Ельцинизм-прихватизм или ЕБНизм не проживёт и 73х лет. Не было у него даже голословной заботы о народе.) В гимн партии возвращается порок имён, осознанный царями еще 100 лет назад. А что гимн страны? Подробнее см. http://saturday.ng.ru/things/2000-10-21/1_gimn.html ГИМН - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ (Внимание, эта статья вышла за 2 месяца до утверждения незапоминающегося, но ...) В кратце: 13.9.1943 Докладная записка А.С. Щербакова Товарищу СТАЛИНУ И.В. Год тому назад была начата работа поэтов и композиторов над созданием гимна Советского Союза. ... лучшие наши поэты ... 19 авторов (27 текстов) ... Из всей группы композиторов, работавших над музыкой гимна, сдали произведения лишь 8 человек: А.Александров - 3 варианта ... оказалось, что ни одно из представленных произведений не может быть рекомендовано в качестве гимна ... прошу ... Прилагаю несколько текстов гимна... Но текста [Свободных народов союз благородный/Михалков и Эль-Регистан?/Д.Шостакович] среди них нет! Думаю, именно тогда, Сталин вынужден был заняться этим лично. Почему? Прочитайте варианты приведённые в статье. Ну а мы пойдём дальше...
1.1.1944 – [Союз нерушимый/Михалков и Эль-Регистан/А Александров]. Здесь мнения историков вновь расходятся. Да, прошло уже больше Щербаковского «Год тому назад...», но был ли реальный конкурс или всё решилось в подковёрной борьбе? Я думаю, все частично правы. Были другие варианты и музыки «всех известных композиторов» и текстов «около 60 поэтов». Слушали и историю «Боже, царя храни» и иностранные аналоги (из Англии, Франции, Германии, Италии, Америки) естественно с переводами. Было и нарушение порядка конкурса Александровым. Этот гимн должен был прозвучать последним, а Александров, к тому же управлявший оркестром, исполнил его первым и Сталин сразу принял решение и отказался слушать остальные. Но мне неизвестно, были ли другие варианты музыки со своими текстами? И в этом ли причина выбора, обычно неутомимого и дотошного до мелочей Сталина. История полна «несправедливостей мига». Во всяком случае, известно со слов Михалкова, что Сталин любил музыку «гимна большевиков» и это определило ритм стихов для Михалкова, что Сталин лично изменил, по крайней мере, две строки текста и несколько запятых. А со слов Эль-Регистана, что 27.10.43 Сталин попросил добавить куплет про армию (Зачем? Дань войне или оружие против ведомства Берии?) и, заперев их для доработки текста в кабинете, выбрал аж 7й вариант. Вряд-ли Сталин так заботился о нескольких текстах. Более подробно можно ознакомится с этим в Интернет, в статье «Как создавался гимн» (А. Щуплов) http://exlibris.ng.ru/printed/margin/2000-02-24/8_gymn.html там, по воспоминаниям Антонова-Овсеенко, было прослушано 14 различных гимнов-кандидатов, а затем вождь выбрал 281й вариант оркестровки музыки Александрова. Вряд ли музыка Шостаковича также шлифовалась в военном 1943 году. http://saturday.ng.ru/printed/things/2000-10-21/1_gimn.html «ГИМН - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ» Очень важная статья. Огромное спасибо НГ и Константинову С. http://www.redstar.ru/2001/10/27_10/7_01.html «Рядом с Александровым» http://orthodox.etel.ru/2001/02/gimnsssr.htm «ГИМН СССР НАПИСАЛ ВЕРУЮЩИЙ» правнук об Александрове. http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/98/227/71_all.html «Воспоминания Михалкова» http://mp.urbannet.ru/TVOR-P/mixal_sv/gimn-istor.htm «Три Гимна в ХХ веке» Воспоминания Михалкова http://www.eg.ru/Publication.mhtml?PubID=2953&Menu=&Part=31 (72 Кб) 16.09.2003 «Украденный гимн» и http://www.7days.ru/w3s.nsf/Archive/2001_46_polit_text_babichenko.html «Гимн плагиату» -другая версия от вдовы Эль-Регистана http://www.versti.ru/arcnumer.cfm?header=Немой%20гимн&number=138&d=2000-11-23 «Немой гимн»
В соответствии с законом развития гимн совершенствуется вновь, на этот раз по «всем» направлениям. Появляется наша активность, созидательные цели, исчезает разрушительность, сокращается (но не исчезает) порок имён, появляется связь времён. В целом, Михалков и Эль-Регистан явно сильнее авторов предшественников. (Да и правки после Сталина явно улучшили смысл и уменьшили похвальбу «союза благородного»...) Я думаю, что в реалиях того времени это действительно большой шаг на пути совершенства. Я хочу подчеркнуть в реалиях того времени! Сегодня, когда никого не заставляют под пытками признаваться в шпионаже в пользу марсиан, появилось много знающих, как и кому надо было себя вести тогда. Я согласен с ними, но я не судья отцам. Я не уверен, что под пытками я не признался бы, в чём-нибудь подобном. Я не уверен, что, располагая теми СМИ, окружающими людьми и условиями, я смог бы думать иначе. Более того (ведя многолетнюю и пока безуспешную борьбу с существующим, разрушающим Родину текстом Михалкова) я вижу много аналогий между безразличием сегодняшних людей и людей сталинского периода. Но им то хоть репрессии и смерть грозили. Так стоит ли умным и знающим так ругать их за пассивность из нашего сегодняшнего зазеркалья? Это условия, а не МЫ стали другими! Незачем на зеркало пенять. Незачем зеркало обзывать сталинизмом. Мы этот сталинизм. Мы! 1953-1964 – Хрущев 1956 - после ХХ съезда КПСС гимн «замолчал». Это второе разрушительное вторжение в тело и функции гимна. Но это вторжение мудрости. Страна взяла «передышку», чтобы решать умом, а не болью. И опять я не судья предкам, хотя и согласен с мудростью «после драки». Итак «Сталинский» гимн, текст, исправленный лично Сталиным, просуществовавший с 1944 по 1956 год или 12 лет закончил своё существование. Для меня очень важным является это число 12 лет. Но, так как музыка не Сталина, а Александрова, да и правки Сталина не значительны, для меня это гимн Михалкова и Эль-Регистана в смысле авторства и гимн России в смысле принадлежности. А Сталинский? Да, 12 лет, так как Сталин был мотором его рождения. А Сталинизм? Нет, для меня нет сталинизма! Поясняю. В России уже были свои Калигулы, например, Иван Грозный с его опричниной. Пётр I тоже был жесток к подданным. Во всех странах были свои тираны. Не зная об этом, можно соглашаться с понятием «Сталинизм», а зная? Я знаю и потому не согласен. Но конечно, я готов согласиться с теми, кто, зная историю и деяния других тиранов, приведёт системные отличия в их действиях, и тем самым выделит что-то присущее только Сталину, и тем самым определит «Сталинизм», а попутно и другие «измы». 1964-1982 – Брежнев 1977 – после принятия новой конституции гимн вновь «запел» после трёх коррекций:
Этим трём коррекциям предшествовал конкурс (72-77годы, 67 поэтов (представили 83 текста) и около 80 композиторов. В ходе этой работы ведущие композиторы страны неоднократно указывали на целесообразность сохранения музыки гимна А.В. Александрова.) В работе над музыкальной редакцией участвовали Шостакович, Хачатурян, Хренников, а также Б.Александров, А.Бабаджанян, Я.Френкеяь, Р.Щедрин. Сохранив исполняемую ныне мелодию гимна (автор А.В. Александров), они многое сделали для того, чтобы улучшить характер его звучания, придать ему большую торжественность, распевность, мелодичность. Подробнее: http://referendym.narod.ru/secrets.htm Маленькие секреты большого гимна, Т. Кузьмичева, «Независимая газета», 7.4.2001 В соответствии с законом развития гимн совершенствуется вновь. Все три правки совершенно справедливы. К тому же уменьшился порок тщеславности имен. Кстати музыка также изменилась. Напор сменился величавостью. Не знаю хорошо это или плохо. 1982-1984 – Андропов 1984-1985 – Черненко 1985-1991 – Горбачев – Нет данных о внимании этой цепи руководителей страны к раскрытию мощи гимна. 1991-2000 – Ельцин Третье разрушительное вторжение в тело и функции гимна. На этот раз и не пахнет мудростью «волюнтариста» Хрущёва. Более того, ухудшаются все (на мой (предвзятый) взгляд) параметры гимна. Это … право сильного. 11.12.1993 – [Патриотическая песня/-/Глинка] «Возвращение забракованного в 1833году?» Текста нет. Год работает комиссия при Министерстве культуры. (25 человек оценили более 500 текстов, 20 лучших – на экспертизу Кобзону.) Текста нет. Ельцин официально уведомлён. .1998 – Вторая попытка, конкурс в АиФ, руководит И. Резник (около 500 текстов). Не принят и текст-победитель. Понятно наличие рекордсменки (лучше всех - поэтесса Римма Казакова), но интересно и рекордистки (больше всех - Н.В. Бенсон - 125! вариантов www.ogoniok.com/win/200022/22-32-33.html (18 КБ) 16.10.2003 Огонёк, «Матёрый человечище». Интересно, не нарушился ли здесь фундаментальный закон диалектики «переход количества в качество»?). По мнению большинства (и моему, предвзятому) музыка Глинки слишком сильно уступает музыке Александрова. Возник тупик. 2000-200? – Путин В соответствии с законом развития гимн совершенствуется вновь. Но, как и почему? Усилилось справедливая критика невыполнения гимном своих функций. Средство активизации не только, не активизировало граждан, но из-за немоты даже и не узнавалось ими, а с учётом способа его … рождало не самые желательные воздействия на россиян. Более того, общее разрушение государства и его внутренних связей надолго связались в сознании людей с новыми «съевшими» и с этой «неузнаваемой» музыкой. Но страна сильна не царским гербом, а народным горбом. Необходимо продолжать жить, продолжать созидать. [05] 06 [6.4 «Незапоминающийся» гимн (2000-2004-?), рождение] |
|