2.6 Человечество и общество. Человечество – система обществ исторически чем-то разделённых на местности (рекой, полем, лесом, горой). В результате раздела в каждом обществе возникли свои имена предметов, затем свой язык общения, затем своя культура. С ростом разума общества укрупнялись, языки и культуры взаимно обогащались. Некоторые формы укрупнения приводили к гибели отдельных имён, языков, культур, людей, обществ. Все, все(!) существующие общества «кого-то съели». Общество – зрительная модель строения, противоположные цели, взаимоуничтожающая борьба, причина развития, два рычага управления. Общество – множество людей стремящихся к различным целям, в том числе и противоположным. Модель – шар (самая распространенная форма во вселенной). При любом взгляде, в любом направлении есть «верх» и «низ», а между ними основная масса шара. (Более точно эта форма называется колоколом Гаусса, но для наших системных целей лучше представлять шар.) Стремления к противоположным целям рождает борьбу, где усилия верха гасятся низом, активность – пассивными, подвиги – преступлениями, достижения изобретательного ума – вандализмом глупых. В борьбе взаимоуничтожаются силы. Общество борется – в нём постоянно наращивается «верх» (накапливается разум) и отмирает «низ». Этот двойной процесс не меняет форму, но меняет содержание – «высоту». Шар «движется» по пищевому кольцу жизни и в «высоту» разума – по «спирали развития». Низ принципиально неуничтожим. Невозможно отсечь часть ниже середины и отбросить её, так как середина станет низом. Это закон мира, это неуничтожимое свойство шара общества. Другими словами «плохое» неуничтожимо, но и не жизнеспособно, потому, что «хорошее» «умнее». Но цель не в уничтожении «плохого». Всему шару выгодно движение. Выгодно быстрее генерировать «хорошее». (Вопрос «зачем?» имеет внятный ответ лишь в рамках большей системы знаний, чем затрагиваемая в этой книге.) В каждой фазе развития обществу известно, что является для него хорошим в этой фазе. Человечество в целом и человек в частности знают, чего они хотят. Например, «счастье» ребёнка эгоистично (направлено на одного себя), он хочет игр и сладостей, юноша – любви (счастья двоих), взрослый – счастья семьи (группы), пожилой – счастья всех. Развитие не отменяет, а совершенствует. Человек проходит биологические фазы жизни и саму фазу жизни под действием общих гормонов и развивает личную частицу разума. Человек всегда живёт в одной фазе, покинув, не может повторить её, но знает, что ему нужно было делать «лучше» и оставляет эти знания потомкам. Люди покидают фазу жизни, а общество – нет. Общество живёт и развивается сразу во всех фазах. Причём, одни фазы развивают другие. Знания о «лучше» – причина развития общества. Два рычага управления обществом. Но от этих же знаний зависит активность людей. Если их систематизировать, они будут легче и быстрее усваиваться потомками, следовательно, потомки раньше начнут действовать «лучше», то есть станут активнее. Очень важно, что даже при равном объёме (числе известных фактов) системные знания шире (обыденных) за счёт системного эффекта. Важно потому, что содержат понимание «плохо» и «хорошо», чем позволяют уменьшить взаимоуничтожающую борьбу сил. Шар ускорит своё движение по спирали развития. Мы станем жить «лучше». Причём все! Не важно кто, в какой стране изобретёт «лучшее» (яблоко, огонь, письменность, машину), важно, что все люди затем начнут пользоваться этим «лучшим». Развитие выгодно всем, а потому неотвратимо. Итак, два рычага – знания и их систематизация (причина и следствие активности). Отметим, мудрость жизни, её гормоны развивают именно нашу активность. Воздействие на активность окружающих самая распространенная форма действий живых. Начиная от простого желания нравиться до изощрённостей рекламы. Так действует жизнь, также должно действовать и общество. Обществу необходимо знать свой гормон развития активности, исследовать его и целенаправленно использовать. Мудрость разума состоит в саморазвитии нашей активности. Обществу необходимо иметь и улучшать средства развития активности. [2.5] 2.6 [2.7 Сила общества (страны).] |
|