Система определений. Нация/национальность/национализм/националист/национальная
идея/... или «Дотошная» страница.
редакции:
9-25.7.10, 10-15.4.11, 11-12.8.11, 12-27.8.11
Если Вы не особо дотошный человек, Вам лучше её не
читать. Здесь скучные определения общеизвестных терминов. Мои и различных
словарей. Она написана не ради умной системы (да пропади она
пропадом!), а ради спасения времени и жизни людей от реального
взаимоуничтожения. Главное в нац-тематике - понять разницу между нацией и
национальностью. В ней кровь национализмов. Понять и увидеть кому, когда и почему он выгоден. Но об этом позже.
Содержание:
1. Об определении НИ
Многочисленные неудачи предшественников (и мои) в определении понятия Национальная идея позволяют сделать
6+4 выводов:
1. Определение необходимо. Без него теряется смысл. Для удержания смысла,
приходится вводить многократные пояснения и уточнения. В итоге, определение всё равно
появляется, но раздробленное по тексту, что только затрудняет понимание смысла.
2. Есть множество определений, но они противоречат друг-другу (так как взяты из
разных контекстов). 3. Нет хорошего определения. (Почему) 4. Оно
невозможно (Почему) 5. Но так как оно необходимо (см 1.), то следует давать не одно
определение, а систему определений. 6. Система определений должна охватывать
все используемые понятия, и некоторые общеизвестные, но не используемые в данном
тексте. (Только так она может защититься от цитируемой начитанными ... ошибки,
сказанной авторитетом и даже многими авторитетами.)
7. Система определений экономичнее рассеянных определений, так
как позволяет вводить не только длинные описательные, но и краткие
отличительные определения. Очень важное свойство системы - она внутренне
не противоречива. В ней не теряется смысл. 8. Система скучна (для
некоторых). (Горек корень учения, зато плоды его сладки. Тяжело в учении
- легко в бою. ...) 9. В системе определений «убиваются» некоторые привычные, но ошибочные определения.
10. Систему можно заменить только системой. |
2. Определение НИ
Национальная идея (а точнее цель нации) –
идея оптимального поведения человека на
пользу себе и обществу (нации).
Теперь моя система определений и её критика (чтоб было понятнее, почему я не
доволен иными определениями).
К сожалению, чем больше понятие, тем труднее его
определение, поэтому лучше определять систему понятий. Как правило,
предки оставляют потомкам и выработанные знания и много ошибок. Это естественно:
они знали меньше, им было труднее. Зато нам легче находить ошибки сравнивая уже
добытые предками знания. Легче вырабатывать свои знания. Наши потомки будут знать ещё больше.
3.
Измерения, важные для нац-тематики (родство, территории, власть).
СистемоОбразующий оператор. С=(СЭ;ч,с) Система=(Системный
Эффект; части имеющие общее, свойство)
Внимание, свойство образует систему, но не являются ею. Независимые
понятия в измерении становятся зависимыми (одинаковыми по «качеству» или
«равнокачественными», но разными
по «количеству»).
И ещё, [Нечто исчезающее перед распадом системы],
а значит и нечто образующее систему. |
Родства (или от я к нации) |
Пространства/территории |
Власти |
Введём ∑ знак
объединения. |
С=(СЭ; |
ч,с)
[Нечто] |
Момент/событие появления |
Имена частей после объединения, примечания, [чужие] |
Я |
кости+мясо+..., жизнь
[здоровье] |
рождение |
внутренние органы |
- Родители |
женщина+мужчина, потомок |
рождение ребёнка |
родители |
- Прародители |
родители+потомки, потомок потомков |
рождение внука |
прародители |
- Предки |
прародители+люди, современники |
объединение во времени |
|
Семья
∑ Я |
люди, 2 родителя
[любовь] |
свадьба - объединение супругов |
супруги, свобода сменяется компромиссами |
Род
∑ семей |
люди, 2 прародителя
[любовь и почитание старших] |
рождение внука |
родня/ сородичи, подчинение действий старейшине, [инородцы] |
Племя
∑ родов |
роды, вождь + дружина + законы + территория
существования
[чувство сопричастности, обычаи] |
объединение родов и территорий, появление границ |
соплеменники, кровное сменяется территориальным, [иноплеменники] |
Княжество, (графство, баронство, герцогство, ...)
∑
племён |
племена, язык, экономика, охраняемые границы, договоры
[обычаи, уклад, уважение к власти ] |
объединение племён и территорий |
княжьи (...) люди/ земляки, территориальное сменяется властным
и экономическим, [иноземцы] |
Царство (королевство, ханство, ...)= государство =
нация
∑
княжеств |
княжества (...), монарх (вождь)
[национальная идея, уважение к власти
и истории] |
объединение княжеств и территорий |
царские/гос. подданные (а позже - со граждане, национальности), власть «иерархизируется»,
межгосударственные связи |
Важный момент. Дальнейший силовой рост
объединений опасен. Воюющие государства (или плохоуправляемые) слабеют и
захватываются соседями. Возникает период стабилизации: роста инфраструктур и
качеств. Смена формы правления
никак не изменяет сути нации. |
Национальность
∑ племён |
самоощущение, условия существования |
объединение племён, не имеющих государства |
,память о самоназвании до объединения в государство. |
- Народ |
нация, время (см. ниже) |
объединение во времени |
|
- Народность |
национальности, время (см. ниже) |
объединение во времени |
|
- Человечество |
|
объединение народов |
|
- Жизнь/ живые |
|
объединение всех форм жизни |
|
|
в
границах (территориях)признаваемых соседями! Внимание! Пространства
(территории) принадлежат целому, а не частям. В них налаживается
инфраструктура - она часть системного эффекта объединения. |
Варианты роста пространств |
|
тело+личное пространство |
дом+двор |
соседние дома +окрестности |
хутор или
деревня+окрестности |
село+окрестности |
город+пригороды |
княжество = область+границы |
регион = край+границы |
страна+границы |
континент |
планета |
галлактика |
вселенная |
|
С=(СЭ; |
ч,с) |
Тело |
органы, вождь (разум) |
Семья |
члены семьи, глава семьи |
Школа |
ученики, учитель |
Фирма |
сотрудники, директор |
Вече |
толпа, вождь (оратор) |
Войско |
воины, вождь (воевода) |
Княжество |
племена, вождь (князь) |
Царство |
княжества, вождь (царь) |
Империя |
царства, вождь (император) |
|
Три важных нюанса от
системы. 1. Существует ... другой
внесистемный взгляд,
что нации (подобно рукотворным объектам) появились после французской революции
«вместе» с названием. Часто вместо понятия нация используют его заменитель
«племена» или пропускают его: - племена готтов, войска Ксеркса, набеги варваров
или - ассирийцы,
египтяне, римляне или - северные народы или туземцы. Интересно, разве китайцы (чья цивилизация на тысячелетия старше
Рима и Греции) племена? Интересно, а что такое объединённые племена, если не
нация? Почему? Интересно, а что, когда африканские государства
входили в состав ООН, они точно соответствовали определению наций? С какой
даты? После какого события? Интересно, а что входило в составы империй?
Народы? Возможно, но тогда для ... другого взгляда нужна другая
непротиворечивая система определений. Система! Критику одной из
них см. АнтиДугин.
2. Нельзя называть до родо-племенных людей ни народом, ни этносом
(в связи с существованием понятий ...ский народ (с указанием
нации/государства)). Нельзя, даже если наши предшественники
делали это. Лучше просто - люди.
3. Нельзя засорять информационный текст не важной/ненужной информацией:
кто, когда, где, что сказал, а тем более – не правильно. Её нужно уносить в ссылки для интересующихся нюансами.
Да, без
непротиворечивой системы можно не видеть
суть нации, не понимать когда из чего и после чего (почему) они возникают в один
день. Но желающие понять нац-тематику, должны разобраться в этих вопросах. Должны дать
себе чёткие ответы (типа: нации/национальности образуются при объединении/распаде
наций). Недопустима для авторов (конечно, если они знают) размытость типа: «где-то на рубеже 16-18 веков...» или
попытки спрятаться за противоречивый хаос непонимания предшественников: «как говорят одни специалисты..., хотя другие считают, что...».
А что считаете Вы, автор? Почему?
Понимание разниц и событий, после
которых возникают эти разницы - необходимое условие понимания сути. |
Факторы-собиратели от Я до Нации: родство, старейшина, язык, обычаи, право=договоры, сила, армия, религия, вера в одного Бога, экономика, время...
Почему нет хорошего определения. Рассмотрим одно из средних понятий, входящее в состав более сложных,
например, племя. Да, племя это объединение семей (например, 40
человек), но оно может изменяться (разрушаться) извне и изнутри.
Разрушение извне: в племя могут входить и пришлые, и пленники. (Сколько? 1, 2,
10 или 100 пришлых?) Разрушение изнутри: умирает пращур. Теперь племя
возглавит вождь. Он будет решать что, где, когда и как делать дальше вместе,
а значит и судьбу племени. Вождь - сильнейший (или старейший, или богатый, или умный, или
наследник кого-то из перечисленных, или ... ). Перед
нами множество сообществ, все они племена, но все разные. В каком то
контексте это определение может быть хорошим, но в большинстве - плохим.
Почему хорошее определение невозможно. Мы не можем
дать им общее определение. Если мы включим в определение все возможные
варианты, то не сможем дать следующее определение в которое племя будет
входить составной частью. Так как произведение всех вариантов на
каком-то уровне вложения окажется убийственно большим. До появления
контекста мы не можем сказать, какие варианты существенны, а какие нет.
Но! Хорошее определение и «не нужно»! Точнее многим не выгодно... Почему и кому? Позже ...
4. Система определений ======================== мета соглашения =============================
Цветами обозначим:
синим цветом – определяемое понятие, светлокоричневым
фоном –
уже определённые
( ) – метасимволы иносказания, группировки, ограничения и приоритета.
Грамматическая парадигма – метасоглашение
определив нечто автоматически считаем определённым и его формы: существительное (6 падежей) + прилагательное (качественное, относительное,
притяжательное) / наречие : глагол (3 времени, 4 залога, наклонения и формы) ...
и т.п. холод (от холода, к холоду, на холод, над холодом, о холоде) +
холодный, холоднее, холодов, охлаждённый / холодно : холодить ... охладитель,
охлаждающий, охлаждаемый, ... Хотя конечно это не верно.
Так национальная идея (мы уже знаем) может быть из нации и для нации. Но пока мы
будем пренебрегать этим. ======================== определения 1го уровня =======================
Мера (качество, количество), сущность (содержание), явление (форма), не
(отрицание), противоположности – философские категории..
Изменение, отношение, нечто, некий, существует, свойство – не определяемые термины.
и, или, на, за, в, из, для, но, как, к – не определяемые отношения.
создание/разрушение – изменения отношения существует/не существует.
Определение (идентификация ) – создание отношения.
сравнение – качественная идентификация.
измерение – количественная идентификация и некое
не определяемое свойство мира (длина, ширина, высота, время, масса, температура, жизнь, разум, знания, навыки, ...).
оценка – идентификация идентификации.
ноль, один, множество (0, 1, ) – некие термины
оценки.
~ – метасимвол отрицания противоположностей отношения.
одинаковые/не одинаковые (=различные) – идентификация ~, различные - идентификация отрицания ~.
мало ~(нормально) много –
отношения количества(нормально (не мало и не много)).
меньше ~(равно) больше (< = >) –
оценка количества (= (не < и не >)).
плохо ~(нормально) хорошо – отношения качества.
хуже ~(также) лучше – оценка качества.
Принадлежит (=входит в состав, =включается, =содержится) ~ содержит
(=включает, =состоит из, =обладает) – отношения.
Брать ~ отдавать – форма изменения отношений содержания.
Стремиться ~ избегать – форма изменения отношений.
Объект/субъект – нечто изменяющее/изменяемое.
Управляет (=подчиняет) – объект берёт часть
субъекта.
Подчиняется – объект отдаёт часть субъекту.
Поведение – управление и подчинение.
Единство/борьба – формы поведения. Теперь
можно подчеркнуть цель управления - единство.
Причина/следствие – связь - свойство мира.
Цель/следствие – связь - свойство
разума. Граница -
различитель неразличимого = создатель/разрушитель причинно/следственных связей. -
очень, очень важное понятие. ======================== определения 2го уровня =======================
Польза (=ресурс) – нечто улучшающее (содержащее качество).
Рождение – переход качества в количество.
Живое – нечто берущее ресурсы и изменяющееся и качественно и количественно (рождая).
Эволюция – изменение качества от родителя к рождённому.
Естественный отбор – следствие эволюции (по Дарвину)
выживают более качественные. Борьба за
существование (о настоящем) – естественный отбор (о прошедшем).
1е лирическое отступление о борьбе за существование К
сожалению (или к счастью) менее качественные не выживают. Все мы дети
выживших, но часть из нас не выживут... Для выживших нет большой
трагедии в судьбе не выживших. Уже произошедшее (нашу жизнь и их гибель) мы называем естественным отбором.
Но наша судьба под вопросом. Мы постоянно что-то делаем и от этого одним
из нас лучше, а другим хуже. Гибель происходит постепенно (по
ступенькам) по разным причинам, но со снижением качества работы: сначала
из-за отдыха и развлечений, гордости достижениями отцов, занятиями для
«души», верой в «более важное», снижением потребностей, надеждой на
удачу и, наконец, готов бесполезный ленивый бомж - потребитель, который
ничего не производит, кроме отходов, потеря которого только освободит
место и ресурсы. К счастью, остальные видя это, понимают необходимость
качественной работы и выгодность совместных усилий (так как в истории часто гибнут не
только «опустившиеся» люди, но и общества: Троя, Карфаген, Древляне, Козельск,
Византия, Варфоломеевская ночь, американские индейцы, ...), понимают необходимость общей цели -
национальной идеи. Гибнуть сначала приятно, потом стыдно, потом
больно... Продолжим. |
Человек (Люди) – форма живых, обладающих
разумом. Условия существования = УС -
люди существуют (=борются) во множестве измерений:
материальные: (время, пространство, территория, физические поля,
антропоморфные особенности, ...) и духовные: (язык, культура, знания, навыки, ценности, ...) (Внимание,
множество измерений (количественно не определеное) «образует» УС людей, но не является ими.)
Территория - одно из измерений УС.
Личное (=«не разделяемое») и общее (=разделяемое) -
свойство измерений УС. («Не разделяемое»: для живого личное
пространство - тело. Разделение пространства разрушает тело (и
живое). Внимание, системный эффект УС, не
разделяемое в одном измерении (территория), может быть разделяемым в другом (время)).
Общество – множество
людей общей территории стремящихся к различным целям, в том числе и противоположным.
Общественное самоуправление = ОС -
эволюционно выжившая форма жизни общества.
Государство - Общественное самоуправление на
личной территории (признаваемой соседями личной. Внимание,
территория ОС - общая). Очень важное понятие.
Приятно, что все
определения в энциклопедиях практически совпадают, кроме неверного однобокостью
Ленинского «машина для подавления классов», но Ленин преследовал свою цель -
смену власти и поэтому его однобокость обоснована. А лучшее у Брокгауза и Эфрона
«Г - три элемента: народ, территория, власть.» Термин «власть» не важен в нашей
системе определений, но важен для государства и политики, поэтому он будет
определён здесь, но позже. Национальность -
люди имеющие общественное самоуправление. (Как возникает
национальность будет рассказано ниже, в определении термина Народность.)
Нация - люди имеющие государство.
Примечание:
Теперь (заменив термин национальность знаком <
или буквой Н) можно дать
«обратное» определение: национальность -
Н нации, племя - Н
национальности, род - Н
племени, семья - Н рода, я -
Н семьи.
Отсюда видно, что клан или банда - враждебны государству. Они
перехватывают труд/ресурсы всех людей ради части - это
паразитизм. А о нём отдельная страница. |
Националистическое самосознание -
самоидентификация людей как имеющих общую национальность.
Национальное самосознание -
самоидентификация людей как имеющих общую нацию.
Национальный характер -
одна из причин нации.
Националист - человек имеющий
националистическое самосознание и цель - создание государства. (Эволюционно нормально,
но требует разрушения существующих государств).
Государственник -
человек имеющий национальное самосознание. (Увы, термин НАЦИСТ и
гражданин заняты.)
Оптимальное -
лучшее в существующих условиях существования.
Национальная идея (а точнее цель нации) –
идея оптимального поведения
человека на пользу себе и обществу (нации).
Сепаратизм - действия
националистов по разрушению существующего государства для создания собственного.
Ассимиляция - действия
государственников по укреплению существующего государства.
Противоположность сепаратизму. (стирание «плохих» национальных
особенностей (пережитков)).
Государственная символика: гимн, герб, флаг -
наследие эволюционной борьбы нации за государство. Государствообразующие
факторы: граница, признание других государств, язык, культура, закон, ... -
причины государства.. Особо подчеркну важность границы, признаваемой
соседями. Граница – различитель нации и национальности, внутренних и внешних
вопросов/политики. В природе среди животных одного вида также существуют
«государственные» границы. Чаще других - запаховые.
======================== Важные следствия этой системы определений =======================
Государство и нация - связанные понятия. Если у общества претендующего на
название нация нет некоторого набора государствообразующих факторов, то оно не
нация. А точнее, это общество (что бы оно о себе не думало, в глазах
большинства) часть другой нации. Например, если какой-то хуторянин объявит свою
семью нацией и будет охранять границы хутора, придумает свой язык (герб с гимном
и флагом и ещё что-нибудь) и даже спишется с американским и мозамбикским посольствами, чтоб они признали его государством, то всё равно, он
не имеет государства. Хотя бы потому, что на его хуторе нет китайского
посольства (а в Китае его), а в «его» воздушном пространстве летают
«чужие» самолёты... А какие привычные определения «убиваются»
системой определений как ошибочные? Коренная,
титульная и государствообразующая нация. (Так можно только о национальностях.
Ещё раз, в государстве ОДНА нация!). |
Теперь, когда система определений построена, самое время сказать что она плоха.
Почему? Достаточно ещё раз взглянуть 8ми кратное определение термина
Разум в
главе 2.4 или примечание о самоидентификации к термину русские (абзацем ниже). Но, тем не менее ей уже можно пользоваться.
Однако,
добавим ещё несколько важных определений часто возникающих при определении
национальной идеи.
Страна – государство без (или при любой)
формы самоуправления.
Национальный вопрос -
отношение националистов к нации и ответное - государственников к
национальности. Именно так, а не наоборот. Почему? Национальность -
«нация»
не завершившая свою эволюцию (не создавшая государство). Но если территория уже
занята, то возникает борьба и национальный вопрос... Этот же вопрос возникает в
ассимиляции при устранении временных привилегий или пережитков.
Хфобия (страх) – отношение к действиям Х. Возникает
вместе с национальным вопросом, из-за непонимания сопротивления Х существующему
порядку. Имеет расширительный характер: страх перед одним распространяется на
всех подобных (по ЛИЧНОМУ мнению страшащегося).
Нацизм – фобия разрушающая нацию. Стремление изгнать
и даже уничтожить «страшные» («враждебные») национальности. (Это в 1-й фазе, во
2-й – полукровок, в 3-ей – «четвертькровок», ...)
Очень, очень жаль, что этот важный термин занят историей
как сокращение от национал-социализм. Содержательно этот нацизм – фобизм
(свободный термин). Увы, эта случайность обеспечивает живучесть
взаимоуничтожительной борьбы различных «национализмов»: изма нации и изма
национальности.
Фашизм – расширенный нацизм. Стремление
подчинить и даже уничтожить «страшные» («враждебные») нации других государств.
Например, взаимная фобия (у исламистов и остальных:
французов, русских, ...) возникла вокруг женских лиц. Мы боимся терроризма, а они
нарушения традиций. Женщина без платка (а где-то и круче - без чадры! Там и в
платке) -
недостойная. То есть, все наши женщины - ...? А по нашим традициям - скрывают
безобразное или злой умысел. То есть, все их женщины - ...? Ясно, что однажды,
в процессе ассимиляции мы должны
прийти к общему поведению и не коробить друг друга (особенно самих женщин).
В частности, предстоит понять: Что именно и почему является недостойным именно для женщины? Почему это же самое достойно для мужчины? С какого
момента истории и почему появилось это понятие? (Внимание! Фобия на
прячущих страшное, опасное и плохое старше и распространённее в мире, чем
фобия исламской недостойности.) Почему недостойность относится только к
исламским женщинам? Почему только в присутствии мужчины? Если мужчина вошёл в
комнату, где была женщина без платка, то она стала недостойной или её сделали
недостойной? Если женщина перешла из христианства в ислам и стала укрывать лицо,
то как быть с её доисламской недостойностью? А если наоборот? Если
недостойная исламистка перейдёт в христианство? Не рождаются ли женщины уже недостойными? Почему требования в разных
исламских странах различны:
в одних строже, в других мягче? Можно ли утверждать, что все женщины кроме
исламских недостойные? Можно ли утверждать, что все неисламисты недостойные,
так как не понимают недостойности своих женщин? Может быть, кто-то не верно понял основателя ислама? А может быть можно
чем-то заменить платок и чадру? (Ну, например, симпатичной ниточкой? Ну или
ленточкой с надписью «Аллах акбар»?). И так
далее. Некоторые распространённые виды фобий разрушающие
нацию. (Задача государственника навести порядок, гарантирующий нацию от этих и других
страхов.) За счёт чего он живёт? Грабит, крадёт вещи или людей? Не
паразит ли? Что
производит? Самогон, коноплю? Нужно ли это нации? Чем торгует? Наркотой? По какой цене
торгует? Перекупщик, обманщик, обвесчик? Почему он здесь, а не у себя?
Не у других? Может он там изгой? Не прячется ли от властей? Кто его
друзья и близкие? Что дали миру подобные люди? Как они ведут себя в других
странах? Чего ждать от него?
Качественно ли он работает? Почему плохо одет, пахнет, выглядит? Не болен ли?
Не заразен ли? Портит ли наших девушек? Развит ли антропологически для продолжения
нашего рода? Как и кем растит детей?
Почему не образован, не понятен? Портит ли нашу культуру? (Разделяет ли нашу
веру? (Для верующих.)) Почему живёт
не пропорционально труду? Почему их не пропорционально много в торговле, в
фирме, во власти, в ... ? Почему явно и неявно помогает своим за счёт
остальных? ... |
Право –
Эволюционно созданная форма жизни общества.
Насилие –
Форма управления.
Власть – Право на управление и на
легитимное насилие над управляемыми.
Право на самоопределение У наций полное, у национальностей
ограниченное (интересами нации).
Внимание! Для справки: в мире около 140 (есть данные, что 190) государств и
около 2000 национальностей. В России их около 175. (Есть данные
переписи, что > 600...) Все государства мира развивались одинаково. Сильные
подчиняли слабых. При этом перед слабыми вставал вопрос чести - подчиниться и
ассимилироваться или погибнуть. А перед сильным - уничтожить слабого или
поверить его слову чести. Например, турки уничтожили византийцев, но поверили
курдам. В силу разных условий жизни на разных территориях рост населения идёт
разными темпами. И если у побеждённых быстрее, чем у победителей, но они не
ассимилируются, то возникает вопрос о самоопределении и масса встречных
вопросов. Могут ли сыновья предать слово чести отцов? Как поступать с
предателями? А с теми, кто воспитал или не остановил предателей? А с теми, кто может предать? Кому что и на каком
основании принадлежит? Сложны вопросы о самоопределении. Но гораздо легче решать
их в других странах (в том числе несуществующих). При этом, возможно, надо также
решать вопросы самоопределения более мелких объединений людей (родов, областей,
деревень) входящих в самоопределяющуюся национальность. В любом случае надо
думать как это соотносится с законами эволюции. А что
делать? Ассимилировать и ассимилироваться! Узнавать хорошее о других и
плохое о себе. Из-за одного-двух «плохих» обычаев предков может возникнуть
фобия. Войны и геноцид обходятся дороже. Мы все должны видеть себя глазами
других и избавляться от плохого. Плохое есть у всех. У всех, значит и у нас.
Но, Внимание! только то плохое, что не является общим для всех других
наций. |
Народ – нация в веках. Национальности в веках образуют не народ, а национальности (сами-себя!).
Но совокупность национальностей и государствообразующих факторов: экономика,
язык, культура, религия, ... и соседство территорий образуют нацию (и в
веках народ).
Народность – бывший народ, который вошёл в союз с
другим народом (народами) и перестал охранять часть своих границ (или все) от
союзных народов. (Это выгодно!) Итак, различие между ними – защита границ и структуры
государства (а не численность!). При распаде страны, народность может ВНОВЬ
становится народом. В союзе один из народов (формально!) остаётся народом (если союзники не
примут решение взять себе новое общее имя). Фактически ОБА народа становятся
национальностями новой нации.
Теперь можно пояснить термин национальность. В процессе ассимиляции народность
становится национальностью путём распространения по прежде «чужой», а теперь
общей территории.
Этнос –
разделившаяся нация славяне, германцы, ... Внимание, различие.
Националисты своё текущее государство считают чужим (захватчиком их
национального округа), а этнос чужое - своим (Важный момент! Не руководители, а
народы).
Раса –
или суперэтнос. Разделение (точнее распространение) произошло очень
давно: европейцы, азиаты (а среди них монголоиды, индусы, ...), ... .
Как правило, следы этой многовековой раздельной жизни видны даже внешне:
цвет кожи, разрез глаз, средний рост, темперамент, ... Это следствие различных климатических условий. В этносе внешние
различия не видны. Этносы жили в сходных климатических условиях и
разделены были незначительными препятствиями типа больших рек или горных цепей.
Кстати, некоторые горы - неудобны для жилья. Поэтому в древности они никому не
были нужны, их никто не захватывал. Но люди жили везде. Некоторые горцы
(лишённые возможности жить земледелием или промышленным производством)
жили грабежами жителей соседних равнин. Это веками влияло на их мораль, ценности
и религию. Климат влиял даже на взаимоотношения мужчин и женщин (сравните
конфликт французов с мусульманами, чьи женщины даже в самую жестокую жару
вынуждены быть не только полностью одетыми, но ещё и в черное, и даже хвалить
«мудрость» своих мучителей). В дотехнические века горцы имели свои
мини-государства (и нации). С появлением техники (которую они принципиально не
могли создать по множеству причин) в овладении горами появился смысл и горцы
потеряли свои государства.
Популяция – живущие на территории.
Население – популяция людей.
Гражданство – форма признания людей членами нации.
Государство не может опираться на постоянно меняющуюся самоидентификацию.
Родина – самоидентификация места рождения.
Существуют малая Родина и вторая Родина. Их границы могут не совпадать с
государственными.
Отечество – Родина отцов. Внимание, в
самоидентификации ОТЦОВ и ДЕТЕЙ.
Отчизна – отечество.
Государства - Русь,
Россия, Российская империя, СССР. Страна - Россия. Отчизна - Русь. Родина - от
дома до вселенной.
Русские – Сплав наций (по именам княжеств Владимирцы,
Суздальцы, Тверичи, ...) и национальностей (поляне, древляне, чудь, вятичи, ...). Всех
тех народов и народностей однажды проявивших мудрость
разума и прекративших выяснять кто из них старше:
Ивановы, Иванины или Иваньевы. Наши или заречные. (Ассимилировавшихся!)
Внимание, в самоидентификации!
Поэтому Пушкин – русский и Сталин – русский. Да, Сталин русский и грузин
одновременно. И кто он – решать не нам, и даже не его детям, а только ему. При
этом не важно, что оба его родителя грузины. В каком-то смысле русские
отказались от личных наций крови в пользу общей нации разума. В тоже время для
Грузии и грузин он всегда будет грузином (самоидентификация!), а
для России и русских и то, и другое и третье. Самоидентификация
может изменяться во времени. Яркий пример – люди меняющие свой
пол(!!) из-за самоидентификации и даже уходящие из жизни самоидентифицируя – не должен жить.
Внимание!
Происхождение имени русские точно неизвестно. Русские – СПЛАВ ..., но ни в коем
случае не силовое подчинение родом или племенем Русь (Рось, ...) соседей.
Напомню, нация=СПЛАВ (не перечень!)
национальностей. То есть сталь это не перечень 3х
веществ: железо + углерод + марганец, а СПЛАВ углерод до 1.4% + марганец
(доли %), а остальное – железо. И углерод с марганцем равномерно распределены по
всему объёму. Через понятие СПЛАВ видна разница между национализмом и
национально-освободительным движением:
Национализм – создание государства марганцем в объёме
стали (естественно, с разрушением существующего государства стали). Национально-освободительное
движение – железом. (Это создание, а укрепление? Такого термина ещё нет, о
нём чуть позже.)
Терроризм - разрушение государства в объёме стали марганцем. (Терроризм
хуже Национализма: у него вообще нет созидательности. Террорист не строит дом у
себя (как националист), а разрушает у другого). Общее у терроризма, национализма
и национально-освободительного движения - желание сменить власть на
территории государства. А различие в %, в доле желающих сменить власть по
отношению к (желающим + не желающим). Равнодушные – «не в счёт». У Терроризма и Национализма оно меньше 1/2 (на практике даже
< 1/10), а у Национально-освободительного движения больше 1/2 (на практике >
9/10). То есть Т и Н хотят сменить власть в части государства, а НОД – во всём
государстве. НОД следует понимать как освободительное движение НАЦИИ, а не
НАЦИОНАЛЬНОСТИ. Правозащитник - напоминает,
что сталь и
сплав, и перечень. (Кстати, возможна ещё и смесь, но об идеологии позже).
Внимание! Важная разница.
Националист всегда говорит о перечне,
Государственник – о сплаве!
Внимание! Дело не в русских и ... Это же относится к
испанцам и баскам, англичанам и ирландцам, немцам и баварцам, ... Ко всем!
Так что же противостоит разрушающему существующее государство
Национализму? Этого термина пока нет. Он мог бы звучать
как
Государствизм. (Можно и по другому. Важно что
государственник и государствизм укрепляют государство и нацию от разрушения
националистом и национализмом одной из национальностей. Напомню, термины
«нацист» и «нацизм» прочно заняты историей. А должны бы звучать как «фобист» и «фобизм».)
Спорное примечание: на мой предвзятый взгляд, национализм всегда ПОДЛ!
Он рождается там, где природа (или труд народа = нации в веках) даёт
«части» (людей) какое-то преимущество над «всеми». Что-то нужное «всем» лучше растёт
(находится в недрах, построено, принадлежит «по закону», ...).
Он рождается тогда, когда присвоение нужного «всем» не грозит «части» войной
со «всеми». |
Земляки – Самоидентификация Родиной. Так
кавказцы ещё и турки. А уральцы (и даже сибиряки и дальневосточники) не только
азиаты, но и европейцы. Теперь можно расширить термин «Самоидентификация»
понятием «Эгрегор» - ощущаемый общий разум (предков).
Итак, невозможно определить понятие НАЦИЯ,
но можно систему понятий включающую понятие нация.
В системе не только «гибнут» лишние, дублирующие и
ошибочные определения, но и становятся видны необходимые, но отсутствующие
термины (заменяемые пока описаниями). Так однажды (во избежание убивающих жизнь
споров) надо будет понять термин «национальная» и отдать его либо нации (добавив
«националистическая»), либо национальности (добавив «национная»), либо как-то
иначе. Конечно, пока одинаково режут слух и националистическая одежда и
национная валюта (одежда национальности и валюта нации). Нет также терминов «представитель нации/национальности», но
есть нацмен и нацбол (представители не титульной и титульной национальности). И
т.д. и т.п. И, конечно, первым должен пасть национализм. И не ради умной
системы (да пропади она пропадом!), а ради спасения времени и жизни людей от
реального взаимоуничтожения.
Внимание! В любой системе (в зависимости от цели) что-то «не важно». В
этой «не важны» и даже «вредны» многословностью ОДИНАКОВО входящие в нацию/национальность язык (культура,
религия, антропология, знания,
навыки, ценности...), но они будут важны в бессистемных определениях. (И, к
сожалению, они ещё важнее в различных брехологиях, где (они и их взаимосвязи)
часто составляют до 90% текста.)
5. Процесс появления понятия этнос.
0. до распада. 3 нации, (3 этноса) |
|
1. распад. 4 нации, (3 этноса) |
|
При распаде на
государства этнос сохраняется.
(другой вариант) при
распаде на семьи/личности род/семья «сохраняется». |
А |
БГ |
А |
Б |
В |
В |
Г |
|
6. Процесс образования наций и национальностей.
Или некоторые следствия из вышеизложенной системы определений.
0. до объединений. 4 нации |
|
1.
объединения 2 нации и 4 национальности |
|
2. после
объединений 1 нация и 6 национальностей |
2. (другой вариант) 1 нация и 2
национальности и 4 племени |
А |
Б |
АБ+а+б |
Д+д+аб+а+б+в+г |
В |
Г |
Д+в+г |
1. Пусть например, в начале было 4 нации (или человека, или семьи, рода, племени, княжества, ... С точки
зрения системы определений эти понятия равнокачественны как
имена цифр. Суть
пары Нация/Государство появилась в момент признания
соседями - общества/семьи и границ принадлежащей обществу/семье
территории (т.е. где-то в «пещерном веке»).) А форма (или имя
цифры -
«Нация») появилась действительно около 1794 года во Франции (от
латинского народ) во время революции. Но внимание! без
изменения сути «подданные государства/королевства»! Государство
Франция не изменилось, французы остались французами, нация -
нацией. Просто подданные королевства, убив короля решили, что
они отныне «другие». Но! Королевство было просто переименовано в
республику. Смена названия не изменила сути. Десятки королевств
(царств, ханств, султанатов, эмиратов, ...) тоже стали «модными»
нациями без убийств своих «королей».
2. В результате войны (или брака принца и принцессы) нации объединились.
Объединение А и Б взяло себе сложное имя (как фамилию в браке) АБ как бы в
память о прежних нациях, а второе объединение - новое нейтральное имя. При
объединениях, прежние нации перестали охранять границы между собой - это
экономически выгодно. Новая нация объединила ресурсы всех национальностей (как
ребёнок в семье). Имя нации - как случайная фамилия семьи. Нет
никакого достоинства/ущербности в фамилии.
3. В результате экономической выгоды (или внешней угрозы одной из наций
со стороны Е (или Ж))
произошло 3-е объединение. Имя новой нации взято как одно из имён прежних наций,
ставших национальностями. Обратите внимание, в итоге национальностей стало
больше, чем исходных наций.
4. Теперь следствия разницы между нацией и национальностью.
Из-за самоидентификации, любой человек может отнести себя к любой
национальности (айской, бейской,... в том числе и к несуществующей, вгейской или к эльфам).
Но не к любой нации - нет государства эльфов. Есть государство - есть нация.
Нет государства - нет нации.
И повторюсь, но и другие люди могут считать любого человека кем
угодно, не смотря ни на какие бумажки с любыми подписями и
печатями. Самоидентификация! Поэтому для меня Пушкин - русский,
а Власов - нет.
5. Нация (если она того хочет) может избрать себе (= своему
государству) любое имя. Самоопределение! Например, восстановить
историческое имя России - Русь.
6. Независимо от причин объединения территории национальностей становятся
территорией нации, а не национальностей. Нации имеют право на самоопределение на
своей «личной территории» (строительство инфраструктуры, освоение общих
ресурсов. Как в семье ребёнок - общий. Только в нации не двое родителей (как в
семье), а сотни миллионов (как в России) или миллиарды (как в Китае)), а
национальности - нет! У национальности нет своей «личной территории». Также как
нет её у равнокачественных ей племен, родов, семей, личностей.
Более того, если б (с разрешения нации! А не её текущего
временщика-президента!!) у национальности появилась такая
территория (она стала бы новой нацией), то её сразу бы не стало,
она стала бы территориями племён (ставших национальностями),
потом родов, семей, людей. С очевидной нечестностью: за
территорию Аева, погиб Бэев, а детям «труженика» Вэева, досталось
меньше территорий (или хуже), чем детям «бездельника» Гэева. А это война на
взаимоуничтожение до поглощения более умным соседом. Но любые
люди могут покинуть территорию нации
и переселиться на территорию другой нации. Самоидентификация!
7. рамках этой системы определений миг живущий человек не может:
- получить территорию нации ни родившись на ней, ни переехав на неё, ни
купив её, ни став временным вождём нации,
- отдать её другой нации (не он её собирал, не его отец и не его пара дедов. Земля
принадлежит миллионам, миллиардам людей, народу (нации в веках)).
Поэтому Ельцин - преступник, предатель и
враг народа. Будь он проклят в веках. Как бы его не чтили грабители России и
родственники. |
Прошу прощения, лирическое отступление о ненависти к брехологии и брехологам.
Прочитав десятки (а, может и сотни) статей о наци... (любое
окончание) я проникся ненавистью к подавляющему большинству их
авторов.
Я зову их брехологами. Почему? (И не брехолог ли я сам?)
1. Мне больно, что они пишут не зачем, а
почему. Так же долго и громко, но абсолютно бессмысленно воет вьюга.
Воет
и стучит полуоторванным листом жести. Брехологи стараются
посвоеобразнее провыть об общеизвестном и стукнуть жестью ещё
пары цитат.
2. Брехологам не важны сотни противоречий сказанных сотней
авторитетов: они их просто не видят. Для них главная ценность не в
понимании истины, а в количестве запомненных цитат. А также кто,
где, когда, как, ... сказал это (а также, как звали его жену и
кто приходил к ним в гости...).
3. Мне
абсолютно всё равно, что сказал тот или иной авторитет, мне
важно понимал он или нет предмет своего высказывания. Я знаю,
что глупо цитировать взгляды Пушкина в физике, а Капицы в
поэзии. Да, случайно они могут оказаться верными (или не
верными), но системные
знания сделавшие их гордостью Родины и человечества накоплены
ими в других областях. Это девушке всё равно за какого
достойного парня выйти замуж, за будущего певца, маршала или
президента. Ей нужна опора для воспитания ЕЁ детей, а интересы
мужа ... второстепенны. А мне важны дети этих достойных парней -
их мысли. Свою ненависть к брехунам я выразил в Критерии
качества информационных текстов (++ и - -). И, конечно, я
понимаю, что люди брешут не по злобе, а от неорганизованности
своего мышления. Я знаю, что они и сами бы рады выражаться лучше
и не писать лишнее (за исключением тех, кому платят за объём
написанного).
|
7. Кому выгоден национализм.
Или почему он обречён.
2е лирическое отступление о борьбе за существование Итак, в
борьбе за существование (взятие ресурсов) в этом мире мы всегда несём потери. Мы можем
даже погибнуть, поэтому выгодно действовать
не одному, а группой. Правда и интересы нужно отстаивать уже не только свои, но
и групповые (налоги). К счастью, групп много. Из них даже можно выстроить иерархию:
Вселенная - живое
- земное - люди - нация - национальность - племя - род - семья - я. (Для демонстрации
принципа - достаточно).Итак, иерархия
групп желающих брать ресурсы у вышестоящих. (Или не отдавать вышестоящим.) |
№ |
Мы, боремся за перераспределение ресурсов верхних ступеней |
За что боролись... |
Некоторые обоснования |
1 |
Живые и даже инопланетяне (Звёздные войны.) |
за галактику |
|
2 |
Земляне (и даже микробы - Г.Уэлс Война миров.) |
за землю |
|
3 |
Человечество |
за леса, реки, ... (зверю - дом, нам - дрова...) |
|
4 |
Нации |
за государство |
Право силы (естественный отбор) |
5 |
Национальности |
за «своё» государство |
Право национальности на самоопределение |
6 |
Землячество, мафия, род, клан, профсоюз, ... |
за ресурсы (национальности - нации - ...) |
Свобода ... |
7 |
Семья |
за ресурсы рода |
|
8 |
Я«»«»«»«» |
за ресурсы семьи |
Права человека, инстинкт самосохранения |
Итак, группой действовать легче, чем одному.
Но внутри любой группы есть сильные и слабые. (Точнее, меньшинство сильных и
большинство слабых.) Для устранения внешней(!)
«несправедливости» в распределении ресурсов (налогов), сильные пытаются
сорганизовать большинство группы на борьбу с вышестоящим уровнем иерархии (с
«врагами»). Поэтому они пропагандируют: «Мы с Вами одна группа! Нас
грабят/унижают/... Если мы сбросим гнёт «врагов», то заживём лучше.» Это и
правда и ложь. Сильные захватывают большую долю ресурсов группы. Возникает внутренняя(!)
«несправедливость». (Точнее, две «несправедливости»: сильные получают
меньше, чем «по труду», большинство - меньше, чем «поровну». Примеры:
родители и дети, армия и граждане, власть и общество, поп-звёзды и публика,
спортсмены и ..., чиновники и ..., специалисты и ...). Что выгоднее
меньшинству сильных - понятно, а большинству слабых?
История учит, что большинству не нужен паразитизм сильных:
не нужны удорожающие товары таможни, мешающие перемещениям границы, мешающие
взаимопониманию языки, свои деньги (которые надо менять всегда с потерями)... Не нужны
не работающие армии (если соседи не пойдут с грабежами или с
войной). И уж точно не нужны все эти хвастливые дворцы
властителей-грабителей на лучших огороженных землях (на берегах морей, озёр
и рек в зонах благоприятных к земледелию), дворцы и свиты, которые «должны»
соответствовать статусу властителей. Властителей, сравнивающих свой уровень
жизни не со своим народом, а с соседними властителями.
Если страна «велика», то главный дракон-властитель сдерживает
аппетиты местячковых дракончиков. И расправляется время от времени с
«чрезмерно обнаглевшими», а если страна «мала», то защитить народ от
«сильных» - некому.
|
Итак, национализм выгоден меньшинству сильных. Но
большой вопрос, что именно выгоднее большинству слабых...
|
К сожалению, национализм обречён. Он ведёт борьбу против закона
развития. Что в перспективе у победившего национализма? Часть ресурсов и
множество соседей с которыми надо договариваться. Причём, часть ресурсов
придётся тратить на создание (и содержание!) атрибутов государства (иначе с
трудом созданное погибнет или будет жить, но ещё хуже!). Сказка о том, что
одному лучше опровергается эволюцией. Но станет хуже и государству
потерявшему часть ресурсов. А кому станет лучше? Соседям! Им станет проще брать
общие ресурсы двух «жадных медвежат». Более того, в интересах соседей, чтоб
медвежат было больше, а сами они мельче. В идеале - легко поглощаемая зернистая икра. Поэтому
соседи часто делают всё, чтобы медвежата почаще выясняли чей кусок сыра больше. Чтоб чаще права человека разрушали права людей = нации.
Но это ложь!? Националисты видят, что им станет лучше, когда их перестанут «грабить». Нет, не ложь. Сменится
«грабитель», а «ограбление» останется. Более
того, даже новому «грабителю» - главе нового государства
может не стать лучше.
Масло не компенсирует совесть. «Обманутые» в ожиданиях соратники могут его «предать». Впрочем им это
«не поможет». Законам эволюции «безразличны» думы и
судьбы эволюционирующих.
Интересно, что в итоге (через века) ослабевшие государства всё равно
объединятся. (Европейский союз - бывшая империя Карла Великого) Объединение
экономит ресурсы. Конечно, слабые (зависимые) государства могут временно
процветать за счёт какого-то ресурса (Кувейт), но в итоге (перед исчерпанием
ресурса) исчезнут. Или даже раньше (смотря по поведению). Смотреть будут (и уже
не раз смотрели) более сильные государства. (Америка - Ирак.)
Но как же быть?
Ведь действительно один из кусков сыра больше? Да! Больше! Чужой кусок всегда
(был, есть и будет) больше. Величину куска следует компенсировать
разумом. А
силы тратить не на делёж, а на производство. Умнеть надо ОБОИМ жадным
медвежатам. И даже более сильному... Заключение. При любом раскладе
живые всегда будут что-то брать (и делить). Хоть муж с женой, хоть братья...
(Брать - свойство живых.) Именно на брать, на секундном выигрыше рыбой червяка
основана её ловля и гибель. Умнеть надо. |
8. Шаг
к следующей вершине. Или от НИ к идеологии. Итак НИ -
национальная идея - цель нации. Главная цель. Она входит в состав
пирамиды государства/нации - символ (герб) / НИ / программа / идеология /
культура / общество. Идеология -
система идей, разъясняющая НИ, главную цель. Объясняющая что, как и почему следует делать нам (учитывая наши
свойства и суть жизни) для достижения цели (и почему именно эта цель).
Подробнее и точнее:
Алгоритм - перечень действий (что с чем и как следует
делать) для достижения цели. (Свойства нас и объектов - не
важны.) Технология - система
алгоритмов и их объяснений (опирающихся на реальные переменные
свойства объектов и суть действий) для достижения цели (с нужным
качеством). Идеология -
система идей и технологий для достижения нами (наши свойства и
суть жизни) цели (почему именно эта цель). (Нас много, мы
различны (пол, возраст, ...) поэтому идеология работает на «всех».) Религия
- идеология Бога (данная Богом и опирающаяся на его понимание наших свойств,
цели и сути жизни). Человек не может жить без идеологии, просто она
может быть лучше или хуже: его цели могут быть сиюминутными. |
Сплав, перечень, смесь.... Все эти виды
соединений (выгодные для разных целей) дают разные -измы (-кратии). Сплав -
максимум однородности, минимум конфликтов, но и самобытности. А что
лучше? Неизвестно! В природе эволюционно все пришли к смеси сплавов. Так
сплавы деревьев и животных живут смесью в лесу. Внутри сплавов также
идёт борьба за существование. Все выживают разными способами: малым
размером и прятаньем (мышь), очень большим размером и силой (слон),
средним размером и скоростью (олень), ... Но всё это создано
многочисленностью и мутациями. Зато человек построил такие эффективные
искусственные смеси, как заводы и корабли (океанские и космические). Неизвестно что лучше сплав
или смесь. Бесконфликтность или самобытность. Неизвестно, если нет цели. А если
цель есть, то что-то одно становится выгоднее другого. Внимание! Хотя
выжить надо, но и не надо! Смерть одних является жизнью других. Природа «хочет»
чтоб мы «улучшились» и ушли. Причём «худшие» ушли быстрее. Другими словами, нам важны мы
(миг между прошлым и будущим), а природе наше качество. Мы хотим сохраниться и расшириться
такими, какие есть. Но природа «знает», что это смерть. Да и мы знаем
разницу между болванкой металла и машиной, между однородным и смесью.
Внимание! Мы знаем, что завтра станем другими, но не знаем какими. Я
уверен, надо идти навстречу замыслу природы - надо быстрее
становиться лучше. Не стоит боятся неизбежного - смерти тела. Вот
здесь, просто низкий поклон и благодарность религиям. Ценен не мешок тела
(взгляните на старого и больного), а жизнь Вашего ума и общего разума! Ведь это
они делают Вашу жизнь прекрасной. Всё, даже органы чувств, несущие боли и
удовольствия идут к нам через ум. Вспомните, что вы чувствуете с закрытыми
органами чувств. Открывая, познаём удовольствия: глаза - видеть, уши - слышать,
..., ум - понимать. (Видеть не видимое, слышать не слышимое, ...)
А теперь, внимание! Идеология. Мы должны
созидать наш общий разум, а для этого становиться лучше. Почему?
Все наши максимальные удовольствия созданы предками. От самых «низких», до самых
«высоких». Предков «нет» с нами, но они «живы», они «вышли» за дверь, в
следующий класс школы жизни. Они слышны нам за дверью своим общим разумом. Наша
задача поступить также как они - перед уходом увеличить своим умом наше общее
удовольствие - разум. Есть десятки доказательств, что они именно ЖИВУТ за этой
дверью, в следующем классе. Значит и мы будем ЖИТЬ там, значит
НАМ ВЫГОДНО
становиться лучше. А самым «упёртым» скажу: поступайте как хотите. Глупо спорить
видящему с невидящим. Не видно видимое мне? Не надо. Считайте это галлюцинациями
и поступайте как хотите. Но даже если бы Вы были правы, становясь лучше мы
ничего не теряем (или, если Вам так понятнее, «всё что Вы не потеряете, Вы всё
равно потеряете!»). Но зато становясь лучше мы действительно помогаем предкам,
потомкам и законопослушны природе. Той, что создала именно нас. Почему бы не
сказать ей спасибо за это своим поведением? Поступайте как хотите. Всё!
Есть возможность вернуться обратно на страницу 2.8 Национальная идея.
9. Критика статьи «Национализм» в Википедии.
Рассмотрим
чужие неудачные попытки построения связанной системы определений и
причины неудач.
Начну с Википедии (её спец.средства - прекрасны! Они направлены на созидание именно систем определений), а завершу энциклопедиями и
словарями. Увы, статья из Википедии о национализме (кем-то и не ясно за что) отнесена к
хорошим. Моя оценка - статья неверна по сути и ужасно написана. -Но почему?
-По сути, но речь сейчас не о национализме (за год до появления этой Вики-статьи я изложил свои взгляды на национализм см.)
речь о причинах неудач в построении системы определений.
-Да кто я такой? Ещё один графоман к сотне тысяч уже существующих? Что стоит моё мнение?
-Секундочку...
Критика статьи национализм из Википедии с
позиций > 30 критериев качества информационных текстов.
Полноэкранный вариант здесь.
Параллельность окон позволяет держать перед глазами
упоминаемые в окне справа критерии качества. |
Копия статьи национализм из Википедии на
10.06.08 (на случай её изменения) Полноэкранный вариант здесь. Оригинал здесь.
Критикуемый текст выделен жёлтым фоном
Критикующий - зелёным (ведущий № - № ошибки из перечня ошибок в левом окне) |
|
|
10. Вопросы к пониманию нац-тематики.
1. Чем отличаются:
- нация от национальности?
- народ от нации?
- народ от народности?
- род от племени?
- семья от рода?
Когда (после каких событий) они возникают (семья, род, племя, национальность,
нация, ...) и исчезают? Из чего?
2. Русские (миллионы) нация? (Немцы – нация? Монакцы? Ватиканцы? Почему?)
3. Могикане (2 человека) нация? (Баварцы – нация? А берлинцы? А москвичи? Почему?)
4. Кто потомок русско-татарского брака? Русский? Татарин? Рутарин? Татский? Американец? Почему?
5. Если верно определение (например Ваше), то в чём неверны определения Ленина, Сталина, Гелнера, …? Что следует из верного определения, а что из неверного? Почему?
6. Если два определения различны и одно из них верно, то значит ли, что второе
ошибочно?
7. Если при Сталине верным было сталинское определение, при Хрущёве -
хрущёвское, при ... - ...ское, то значит ли, что оно останется верным при
следующем начальнике?
8. Можно ли утверждать, что одно из определений верно, если невозможно сказать в
чём и почему иные не верны?
9. Важно ли кто, где, когда первым определил понятие «Атом», если он (Демокрит)
не понимал его и определил не верно? А «Нация»?
10. Если человек знает десятки противоречивых цитат «авторитетов», но не видит
их противоречий, то обладает ли он знаниями? Или только памятью?
11. Национализм изм-нации или изм-национальности?
12. Национальная валюта - валюта нации или национальности? А национальная
одежда? А обычай?
|
11. Критика статей из энциклопедий и словарей.
Определение и его источник |
Мой комментарий |
Нация БСЭ Большая
советская энциклопедия
Нация
(от лат. natio - племя, народ), историческая общность людей,
складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей,
литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые
составляют её признаки. Подлинно научная теория Н. создана К. Марксом и Ф.
Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, Н. возникает как новое
социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности
общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических
экономических связей. При этом классики марксизма-ленинизма подчёркивали важную
роль государства в консолидации Н. В. И. Ленин писал, что образование
национальных государств является тенденцией (стремлением) всякого национального
движения. «Типичным, нормальным для капиталистического периода является, поэтому
национальное государство» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 25, с. 259). В. И.
Ленин отверг излюбленный буржуазной социологией и историографией приём смешивать
Н. с расой и племенем, представлять её как дальнейшее продолжение и усложнение
родоплеменных связей, как вечное, естественное, внеисторическое явление. Ленин
подверг критике взгляды О. Бауэра, который определял Н. как общность культуры и
характера, возникшую на почве общности судьбы, охарактеризовав его теорию как
идеалистическую (см. Ленинский сборник, XXX, 1937, с. 53). Консолидация Н.
облегчается наличием этнически родственных племён и народностей. Но это не
обязательное условие. Нет также обязательной прямой генетической линии,
связывающей этнические свойства племени, народности и Н. Фактически не
существует гомогенных (однородных) Н. Все Н. возникли из различных племён, а
некоторые и из различных народностей. Немало Н., например американские,
образовалось не только из различных этнических групп (см.
Этническая общность), но и из
различных рас (см.
Расы). Поэтому нельзя включать
в понятие Н. расовую общность. Н. не определяется также религиозными и
государственными общностями. Существуют разные Н., исповедующие одну и ту же
религию, и, наоборот, существуют Н., части которых исповедуют разные религии.
Есть разные Н., живущие в одном государстве, и Н., не имеющие своей национальной
государственности.
В
жизни Н., её отношениях с др. Н. этнические (языковые и культурно-бытовые)
особенности занимают большое место, но они не предопределены биологически, а
являются продуктом социального развития. Длительная совместная жизнь и
деятельность различных этнических групп в рамках сформировавшейся Н.
вырабатывают новый этнический (национальный) облик. В последнем можно проследить
некоторые «сквозные» элементы, идущие от прежних исторических общностей, но и
они при всей своей устойчивости не являются неизменными. Т. о., Н. по своей
сущности есть общественно-историческое явление. Постоянно подчёркивая социальное
происхождение и социальную сущность Н., Ленин указывал на то, что создание
«...
национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных» (Полное
собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 154), что «... нельзя было из феодализма перейти
к капитализму без национальных идей» (там же, т. 26, с. 35), что «нации
неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития»
(там же, с. 75). Началом исторического этапа образования Н. Ленин считал конец
средних веков и начало нового времени, а её экономической основой - капитализм с
его требованиями создания внутреннего рынка и общего для данной общности языка
как важнейшего орудия торговых связей. Необходимым условием возникновения многих
современных Н. было развитие буржуазии, складывание единого рынка.
Сформировавшаяся Н. имеет отчётливо выраженный «экономический признак» (см. В.
И. Ленин, Ленинский сборник, XXX, 1937, с. 53). Для образования общности
экономической жизни необходима общность территории, которая, будучи условием
образования Н., выступает затем и в качестве её признака. В процессе
консолидации Н. различными путями вырабатывается общий литературный язык,
который, в свою очередь, становится могущественным средством национальных
связей. На основе длительной совместной жизни людей, связанных единой
экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной жизни.
Основоположники марксизма-ленинизма считали её важной для развития Н., но
подчёркивали противоречивость культуры и психологии Н., состоящей из враждебных
классов. «Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре», -
писал В. И. Ленин (Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 129), имея в виду,
что буржуазно-помещичья и клерикальная культура противостоит демократической и
социалистической культуре. Эти две культуры создаются представителями одной
национальности, но разных «двух
наций
в одной
нации»,
имеющих разную общественную идеологию и психологию. Вместе с тем правомерно
говорить о национальных особенностях психологии как о характерной черте Н.
Общность экономических связей, территории, языка, а также некоторые общие
традиции, национальные особенности культуры, психологии порождают сознание
национальной общности - национальное самосознание. Национальное самосознание,
возникнув, становится важным условием существования и развития Н., которая
выступает уже не только как объективная связь, но и как связь, основанная на
самосознании в широком смысле, включающем в себя сознание этнической общности,
приверженность к национальному языку, территории, культуре, определённое
отношение к другим Н., чувство национальной гордости. Жизненность, активность Н.
в значительной мере определяются характером и уровнем национального
самосознания, но при этом классы-антагонисты, их партии придерживаются
противоположных позиций и разрабатывают свои политические линии воспитания
национального самосознания. Марксистско-ленинские партии развивают его в
соответствии с подлинными национальными интересами, находящимися в неразрывной
связи с интернациональным единством трудящихся всех стран, а буржуазные и
мелкобуржуазные идеологи извращают национальное самосознание, выдавая
узкоэгоистические, националистические интересы за подлинно национальные
интересы.
Процесс формирования разных Н. определяется соотношением экономических,
политических, этнических признаков, а также характером исторической эпохи. В
ряде случаев процессы становления Н. и условий её существования происходят
одновременно, дополняя друг друга. Так, первые европейские Н. вырастали на базе
уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и др.
этнических признаков, выступавших как условия формирования этих Н. В др. случаях
Н. складываются и тогда, когда нет ещё полной готовности всех условий их
образования. Так, в ряде стран Азии и Африки Н. формируются в ходе борьбы за
независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в
результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре,
экономическим связям племён и народностей и становятся формой
территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития
этих стран. Следует учитывать также, что образование Н. не является
универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы
(племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными Н.
Для правильного понимания как сущности Н., так и
места и роли её этнических особенностей необходимо различать такие
взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация»
и «национальность». Понятие «национальность», выражая этническую общность,
представляет собой лишь один из факторов Н. и
народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «Н.». Различение указанных понятий помогает объяснить,
почему группы людей, имеющие общую национальность с той или иной
нацией,
но не живущие на её территории, не являются представителями данной Н. Наконец,
становится понятным, почему Н. или народность при социализме в корне меняет
социальную сущность, сохраняя свою национальность.
В
ходе строительства социализма происходит ликвидация эксплуататорских классов,
национальных и межнациональных антагонизмов. Н. претерпевают коренные изменения,
происходит преобразование Н. капиталистического общества в социалистическое.
Сохраняя или в известной степени модифицируя свои этнические признаки, Н. в
корне меняют свой социальный тип, становятся социалистическими по своей
классовой структуре, политическому строю и духовному облику. Исходные признаки
Н. наполняются во многом новым содержанием, появляются новые характеристики Н.,
определяемые её социалистической и интернациональной жизнью. Основой развития
социалистических Н., их социально-политического и идейного единства является то,
что в каждой из них устанавливается подлинная общность экономической жизни, а в
многонациональных государствах возникает единство интересов трудящихся всех Н.
Общность территории как условие существования социалистических Н. также
приобретает новое качество. Границы национальных республик, например, в СССР не
имеют уже своего былого значения, не ведут к обособлению Н. Происходит
постоянное и всестороннее общение между Н., которые стремятся разумно
использовать всю территорию СССР как общее достояние советского народа.
Социализм создаёт самые благоприятные условия для развития национальных языков.
Знание же наряду с национальным языком и языка межнационального общения, каким в
СССР стал русский, усиливает взаимообогащение национальных культур,
социалистических по содержанию и национальных по форме. На основе экономической,
социальной и идейно-политической общности социалистической Н. развиваются
интернациональные черты их культуры, происходит сближение национальных культур.
Социалистические Н., сохраняя прогрессивное культурное наследие, формируют новые
ценности культуры, которые становятся общим достоянием всех народов.
Национальное и интернациональное в культуре социалистических Н. составляют
единство, в котором ведущей является интернациональная сторона. В ходе
строительства коммунизма возникают и развиваются новые традиции, которые
сближают и объединяют все социалистические Н., укрепляют их духовную общность.
Новые черты социалистических Н. формируются под решающим воздействием рабочего
класса, ведущей интернациональной силы Н. Революционные изменения всей
социально-экономической, политической и духовной жизни в условиях социализма
вырабатывают социалистическое национальное самосознание. В зрелом
социалистическом обществе интенсивно протекает единый процесс расцвета и
сближения Н. Подлинный расцвет происходит не на путях национальной
обособленности, а на базе интернационализации экономики, политики и единой
идеологии, а также формирования интернациональных черт в культуре, духовном
облике социалистических Н. Поэтому расцвет Н. способствует их сближению, а
сближение Н. усиливает их расцвет.
Одной из самых существенных черт социалистических Н. является их братское
сотрудничество и взаимопомощь на основе принципов социалистического
интернационализма, которые приводят к развитию новых интернациональных
общностей, таких, как советский народ, крепнущее содружество социалистических
народов.
В
ходе строительства коммунизма ускоряется процесс сближения Н., который ведёт к
стиранию их различий, связанных с устаревшими формами жизни, и даже к слиянию
отдельных малочисленных этнических общностей. Стирание национальных различий -
процесс более длительный, чем стирание классовых различий. Полное слияние Н.
произойдёт в результате их дальнейшего расцвета и постепенного, всё более
тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники увековечивания
национальных различий, они поддерживают объективный прогрессивный процесс
всестороннего сближения Н., создающего предпосылки их будущего слияния на основе
полной добровольности и демократизма. Марксисты-ленинцы выступают как против
сдерживания этого процесса, так и против его искусственного форсирования.
Отчётливое знание перспектив развития Н. особенно важно для социалистических
стран, общественные отношения которых, в том числе и национальные отношения,
научно регулируются и направляются к определённой цели. Опираясь на
марксистско-ленинскую теорию, можно предвидеть, что полная победа коммунизма во
всём мире создаст условия для слияния Н. и все люди будут принадлежать к
всемирному бесклассовому и безнациональному человечеству, имеющему единую
экономику и единую по содержанию богатейшую и многообразную коммунистическую
культуру.
Лит.:
Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4: их
же, О польском вопросе, там же; Энгельс Ф., По и Рейн, там же, т. 13; его же,
Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же,
О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же; Ленин
В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, От какого наследства мы отказываемся?,
там же, т. 2; его же, Положение Бунда в партии, там же, т. 8; его же, К вопросу
об общенациональной революции, там же, т. 15; его же, Критические заметки по
национальному вопросу, там же, т. 24; его же, О «культурно-национальной»
автономии, там же; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же,
Тезисы реферата по национальному вопросу. Между 10 и 20 января (23 января и 2
февраля) 1914 г., там же; его же, Под чужим флагом, там же, т. 26; его же,
Социалистическая революция и право
нации
на самоопределение, там же, т. 27; его же, Речь по национальному вопросу 29
апреля (12 мая) 1917 г., там же, т. 31: его же, II Конгресс Коммунистического
Интернационала, там же, т. 41; его же, О пролетарской культуре, там же; его же,
III Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 44; его же, К вопросу
о национальностях или об «автономизации», там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Международное совещание коммунистических и рабочих
партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971;
Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме. [Сб.], М., 1969; Ленинизм и
национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., М., 1974. См. также лит. при
статьях
Интернационализм,
Национальный вопрос,
Национализм.
С. Т. Калтахчян.
Материалы предоставлены проектом
Рубрикон
© 2001 Russ Portal Company Ltd.
© 2001 «Большая Российская энциклопедия»
Все права защищены |
И это не определение, а рассказ о Ленине, который интересовался этим
определением. |
Нация
Словарь «Война и мир в терминах и определениях» под ред. Д. Рогозина
социально-экономическая, культурно-политическая и духовная
общность людей, сложившаяся в результате становления государства и выработки
надэтнической культурной и политической традиции.
Нация
может быть полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Понятие «нация»
зачастую употребляется как тождественное понятию «государство» и
трансформируется в понятие «нация-государство».
Такое отождествление принижает
нацию
как сообщество граждан и преувеличивает значение институтов власти. Другое
распространенное отождествление = применение понятия «общество» (или
«гражданское общество») там, где следует применять понятие «нация».
Следует различать общество как множество различных социальных институтов, а
нацию
= как единство этих институтов и заложенный в них единый смысл исторического
существования.
Материалы предоставлены официальным сайтом
«Война-и-мир.ру»
© 2004 Дмитрий Рогозин (руководитель авт. коллектива)
|
Не корректное определение. Под него попадают все общности начиная с
семьи. Увы, нет определения национальной идеи, но есть национальных
интересов. Жаль, что они не согласованы. Так в Н.интересах культурно-политическая «теряет» культурно, зато духовновная становится нравственно-духовной.
Есть масса других ... Это косвенно говорит и о трудности определения и
об отношении к его точности. Кстати, нет определения национальности и
прочего. |
Нация Глоссарий.ру: словари по общественным наукам
Нация
- тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей,
возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни,
культуры и характера, развития национального самосознания.
Возникновение
наций
исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением
национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы
хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего
литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно
нации
возникают из народностей и сохраняют их названия.
лат.Natio - народ
Нации
Этносы
Материалы предоставлены проектом
EDI-Press
© EDI-Press & Web Mission
|
Не корректное определение. Под него попадают все общности начиная с
семьи. Ссылка на этнос не спасает. И всё же система определений
Глоссария.ru на мой взгляд наиболее удачна. Уступая в глубине она берёт
шириной. |
Нация Малый
энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Нация,
лат., совокупность индивидов,
связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований,
быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и
политических интересов настоящего. Ни один из указанных признаков (раса, язык
или религия) не являются существенной принадлежностью
нации
(разнообразие расовых отличий, языков имеется у некоторых
наций).
Национальное сознание создается всей совокупностью биологических и социальных
элементов и является сравнительно поздним продуктом исторического процесса. До
начала XIX в. сознание национальн. общности очень слабо проявлялось в Зап.
Европе и в политике не имело большого значения. Освободительная эпоха второй
половины XVIII в. содействовала пробуждению нац. сознания, и в XIX в. оно
явилось могущественнейшим фактором политич. и социальной истории Европы и
Америки (см.
Национальные движения) не только в области международных отношений, но и
внутри государств, где сожительство неск. национальностей поставило задачу (национальн.
вопрос) обеспечения для каждой из них свободного и полноправного существования
без ущерба для других и для государственного целого. Идеалом национальной
политики признается политическое и социальное равенство всех граждан. без
различия национальности и право каждой национальности на культурное
самоопределение, то есть на устройство своего быта в области религиозной,
образования и тому подобн. сообразно с требованиями своего нац. сознания.
Фактически содержание внутренней истории разноплеменных европейских государств в
XIX в. заключается в стремлении более сильных Н. к политическому социальному
порабощению слабых Н., к ассимилированию (германизация славян, русификация
поляков, латышей, евреев и др.) господствующею национальностью других
народностей.
Материалы предоставлены компанией
Новый Диск
© ND |
Это не определение, а лекция. |
А вот два определения национальности (без комментариев, потому что не нации)
национальность Энциклопедический
словарь «Конституция Российской Федерации»
принадлежность лица к определенному этносу, то есть устойчивой общности людей,
характеризующейся особенностями культуры, психологии, традиций; производное от
понятия “нация”, индивидуальное свойство составляющих ее людей.
Принцип равенства всех граждан независимо от
национальности, недопустимость какой-либо дискриминации по
этому признаку — один из ведущих принципов
конституционного права России — страны, где сосуществуют свыше ста
народностей. Это подчеркнуто в
статье 19
Конституции РФ, где указывается, что
государство гарантирует равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от расы и
национальности. При этом не имеет значения, где пребывает
гражданин — в месте компактного проживания данной нации или в каком-либо ином.
Статус иностранцев и лиц без гражданства (см.
безгражданство) в России не зависит от их
национальности. Исходя из единства многонационального народа
Российской Федерации, равноправия всех наций, свободы самоопределения личности,
Конституция РФ впервые установила (статья
26), что каждый вправе сам определять и указывать свою национальную
принадлежность; решающими при этом являются самосознание лица, его культурная
ориентация, языковой фактор, вероисповедание и т.д. В
статье 26 одновременно подчеркивается, что никто не может быть принужден к
определению указанию своей национальной принадлежности. Это означает что в отличие от ранее
действовавшего порядка паспорт и иные официальные документы, удостоверяющие
личность, не должны содержать обязательного пункта о национальной
принадлежности, а при наличии подобного вопроса в анкетах и аналогичных
документах гражданин вправе не отвечать на него.
Статья 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность
общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание
расовой и национальной розни. Уголовный кодекс РФ (статья 74) предусматривает
уголовную ответственность за такого рода действия физических лиц, а также за
прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных
преимуществ граждан в зависимости от расовой или национальной принадлежности.
Наличие таких норм в законодательстве свидетельствует о том, что национальная
проблема в стране достаточно остра.
Материалы предоставлены проектом
Рубрикон
© 2001 Russ Portal Company Ltd.
© 2001 «Большая Российская энциклопедия»
Все права защищены |
|
Национальность Глоссарий.ру:
словари по общественным наукам
Национальность
- /в зависимости от контекста/ -
- принадлежность индивида к определенной национальной или этнической группе;
- юридическая принадлежность индивида к тому или иному государству.
Гражданство
Этносы
Материалы предоставлены проектом
EDI-Press
© EDI-Press & Web Mission
Нация Брокгауз и Ефрон
Идеалом национальной политики признается политическое и социальное равенство
всех граждан. без различия национальности
и право каждой национальности на
культурное самоопределение, то есть на устройство…
Нация БСЭ
Поэтому оно является более узким, чем понятие «Н.». Различение указанных понятий
помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую
национальность с той или иной нацией,
но не живущие на её территории…
|
|
Я буду удивлён и восхищён, если Вы прочтёте всю эту страницу. Да, система
упорядочивает и активизирует знания. Но практически она часто бесполезна. Так
как в головах
оппонентов - хаос или (в лучшем случае) - другие системы. К сожалению,
большинство людей интересует не ИСТИНА (хотя её и «нет»), а личная победа в
споре. Поэтому ошибки не признаются, разговор переводится на другие темы. Знания
не накапливаются, не систематизируются, не изучаются, а потому и не развиваются
и не работают. Более того, они часто умирают со смертью своего носителя. Жаль,
но большую путаницу в систему понятий вносят переводные корни. Так греческий
этнос = латинской нации = русскому народу = английской популяции = немецкому
фольку (фольклёр) = ... В нашем языке они не равны: имеют свои оттенки смысла. А наши
слова (народ) вообще отсутствуют в греческом, латинском, ... Однако многие
лингвистически-грамотные люди пытаются вывести смысл понятий 3-го тысячелетия из
случайных слов пращуров времён каменных топоров.
|